Проект «12-тонников»: кто за всё заплатит?
В связи с введением проекта «12-тонников» по созданию системы оплаты ущерба, причиняемого дорогам федерального значения грузовыми автомобилями свыше 12 тонн, у грузоперевозчиков возникло множество вопросов, касаемо экономического обоснования введения платы и конкретных тарифов для перевозчиков.
В 2010-2011 годы Минтранс провел исследования на тему обоснования системы взимания платы за проезд по федеральным автомобильным дорогам общего пользования с владельцев транспортных средств, масса которых составляет более 12 тонн. Результаты этих исследований и были положены в основу проекта «12-тонников», доля которых в общем транспортном потоке составляет около 17%, но 56% ущерба, наносимого дорогам, приходится именно на них. Один 12-тонник причиняет такой же вред дорогам, как 50 тысяч легковых автомобилей. В денежном эквиваленте этот ущерб составляет 3,5 рубля на один километр, именно эту сумму должны платить водители 12-тонников за движение по дорогам федерального значения. Так что речь идет даже не о ремонте и развитии федеральных дорог, а лишь о возмещении наносимого вреда.
Можно урегулировать этот вопрос с помощью взимания дополнительного налога с граждан, но в этом случае грузоперевозчик не решает проблему более эффективного использования автомобилей большой грузоподъемности, а лишь перекладывает ответственность на налогоплательщиков.
Что касается самой технологии взимания платы, люди и наличные деньги физически в ней не участвуют. Открывается расчетный счет, который перевозчик периодически пополняет, и его автомобиль вносится в специальную базу данных. Бортовое устройство на автомобиле определяет географическое положение с помощью GPS. При въезде грузового автомобиля в зону действия ограничений, осуществляется фотофиксация номера и контроль достоверности данных, которые передаются в Центр обработки данных. Центр определяет размер платежа, взимаемого с конкретного автомобиля, затем происходит списание денежных средств с расчетного счета перевозчика. Отсутствие денежных средств на расчетном счете или самого счета и отсутствие автомобиля в базе данных квалифицируется как административное правонарушение и предусматривает выплату штрафа.
Иностранные перевозчики будут осуществлять оплату на тех же условиях, что и российские. Разница заключается лишь в том, что при выдаче бортовых устройств, с них будет взиматься залог, возвращаемый при сдаче устройства и отсутствии нарушений.
Источник