Из «Сколково» вызвали грузовики: ГК КПД купила онлайн-сервис GroozGo
Логистический оператор КПД за 120 млн руб. приобрел контроль в онлайн-сервисе грузоперевозок GroozGo. Идея перенести инновации Uber в область грузоперевозок висит в воздухе, констатируют эксперты. Впрочем, гарантии доходов для инвесторов в этой сфере пока нет.
Компания GroozGo, разрабатывающая онлайн-сервис для организации магистральных перевозок, привлекла $2,1 млн (120 млн руб.) от стратегического инвестора — группы компаний КПД, сообщили «Ъ» в «Сколково», чьим резидентом выступает GroozGo. Информацию подтвердили сооснователь компании Анна Качурец и гендиректор ГК КПД Георгий Чистяков. Финансирование будет направлено на экспансию в регионах России и СНГ, развитие технологий и финансирование текущих операций.
В результате сделки КПД, работающая в сегменте температурных грузов (среди клиентов — Danone, Nestle, ритейлеры «Виктория», «Дикси», X5 Retail Group), стала мажоритарным акционером GroozGo. Свою долю в компании продал бизнес-ангел Антон Старский, у сооснователей проекта Анны Качурец и Оксаны Погодаевой остались миноритарные доли.
GroozGo основана в начале 2016 года. С сервисом могут работать только собственники грузов и машин, все перевозимые грузы страхуются, рассказывает госпожа Качурец. По ее словам, в системе зарегистрировано около 2 тыс. перевозчиков, у компании чуть больше 300 заказчиков, обработано свыше 2 тыс. заказов. После сделки будет запущена обработка регулярных рейсов и мобильное приложение для водителей. GroozGo зарабатывает за счет комиссии в размере 7%. Финансовые показатели не раскрываются. Объем рынка транспортной логистики в РФ достиг 2,5 трлн руб., говорит Оксана Погодаева, ссылаясь на данные РБК.research. Доля экспедиционных услуг оценивается в 6%, то есть 150 млрд руб. GroozGo намерена занять более 1,5% рынка к 2020 году.
«Теперь, если хочешь заниматься грузоперевозками, ты обязан изучать интернет-платформы и пробовать строить свой бизнес и через них тоже. А тема „Uber для грузоперевозок“ не просто висит, а звенит в воздухе»,— объясняет Георгий Чистяков. По его словам, КПД наблюдала за несколькими компаниями, но в итоге остановилась на GroozGo. «Понравилась команда. К тому же компания была резидентом „Сколково“, а значит, компания уже прошла сито отбора»,— говорит он. Идею сервиса, агрегирующего предложения участников рынка грузоперевозок, пытаются воплотить многие компании. В США сразу несколько стартапов в этом сегменте — среди них Transfix, Trucker Path, uShip, Cargomatic. В мае 2017 года Uber запустил в США сервис для заказа грузоперевозок у частных дальнобойщиков Uber Freight.
Это не первые инвестиции в российский проект, организующий междугородные грузоперевозки. В октябре 2016 года аналогичный интернет-сервис iCanDeliver.ru получил $5 млн на технологическое развитие и международную экспансию — основными инвесторами стали A&NN Group Александра Мамута и Amereus Group акционера «Русской аквакультуры» Максима Воробьева. Инновации на рынке грузоперевозок — давно назревшая необходимость, здесь накопилась масса проблем, считает замгендиректора «МаксиПост» Алексей Прыгин. «Заказчикам приходится выбирать — или везти груз за приемлемую цену, но без гарантии соблюдения сроков, или быстро и качественно, но за большие деньги»,— рассуждает он.
«В США объем рынка такси составляет $11-15 млрд в год, а рынка грузоперевозок — $600 млрд. Какую бы страну или город мы ни взяли, перевес в 10-30 раз всегда будет однозначно на стороне грузоперевозок. Это уже достаточно весомый аргумент для того, чтобы приглядеться к этому рынку»,— отмечает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев. При этом сфера перевозок отличается высокой конкуренцией. «Рынок многообещающий, но никакой гарантии дохода для инвесторов нет»,— резюмирует он.