Перевозчики Приморского края: «Скоро мы сможем возить только памперсы»
В конце января во Владивостоке провели региональный ситуационный анализ (ситан) по вопросам осуществления предпринимательской деятельности в сфере грузоперевозок и развития транспортной инфраструктуры. В дискуссии приняли участие как чиновники, так и представители компаний-перевозчиков. Встреча прошла под руководством бизнес-омбудсмена края Марины Шемилиной. Перевозчики поставили перед краевыми властями наиболее острые вопросы.
Примечательно, что система «Платон», вынесенная в повестке встречи под первым номером, волновала представителей бизнеса меньше всего. Гораздо чаще звучали претензии по поводу различных административных барьеров, уже много лет мешающих предпринимателям.
После приветственных слов первым выступил Петр Куприянов, помощник председателя «Транспортных перевозчиков Приморского края». Он обозначил следующие проблемы:
1. Наладить контроль за недобросовестными перевозчиками, которые работают без разрешений, не платя налогов и не имея транспорта.
2. Перевозчиков не устраивает такое огромное количество знаков, запрещающих проезд большегрузов. «В этом году я получил разрешение, где прописан маршрут. Оно мне позволяет ездить по Океанскому проспекту и проспекту 100 лет Владивостоку». Однако, дорожные знаки этого не позволяют.
3. Состояние и содержание дорог. Куприянов продемонстрировал фотографии дорог в ямах и добавил, что введение весенне-осенних ограничений привело к тому, что «федеральная» трасса весной теряет нагрузку на 40%, а «региональная» — на 60%. Разница между «летним» и «весенним» периодом в два-три раза.
Мэрия: «Мы менять ничего не будем»
На вопрос ответил Максим Акульшин, заместитель начальника Управления дорог и благоустройства администрации Владивостока:– Мне представляется, что представителем перевозчиков сказано: «Мы, перевозчики, хотим, чтобы наш транспорт двигался по любой дороге города Владивостока. Потому что нам так удобно и близко». Мы, как орган, которому федеральный закон предоставил полномочия, организовываем движение так, что бы обеспечивать безопасность. По закону, безопасность в приоритете перед достижением экономических результатов. В угоду каких-то прибылей нельзя поступаться безопасностью людей! Мы организуем дорожное движение, даже ГИБДД не вправе этого делать. По поводу знаков. Надо понять, кем и на каком основании они туда поставлены. У нас есть участки, где из-за уклона двигаться большегрузной технике не безопасно.
– А на «Тещином языке» можно! – прозвучала реплика из зала.
– Для примера, гораздо проще грузовику проехать по Алеутской, но это невозможно без выезда на встречную полосу. 90 градусный поворот, если он грузовик поедет. я, как человек, который отвечает за организацию движения, понесу ответственность. Недобросовестные перевозчики везут груз, уверенные в своей безнаказанности. Нам поступило письмо из ГАИ, они рекомендовали некоторые участки дорог исключить из маршрутов для движения грузовиков, ссылается ГАИ на анализ своей отчетности. Более того, с порта выезжает транспорт, и это, однозначно, приводит к разрушениям дорог.
Шемилина: «При организации дорожного движения необходимо учитывать интересы всех. Вы говорите, приглашаются при разработке схем перевозчики. Какие компании?»
Акульшин: «Это исключительно наши полномочия. В качестве консультативного органа у нас ГАИ. Условно говоря, мы не будем спрашивать каждого гражданина, можно ли нам сделать что-то. Конструктивные предложения изменения маршрута мы готовы рассмотреть. То, что я обозначил, мы, однозначно, менять не будем».
Шемилина: «Вы меня не слышите. Сейчас на первом месте взаимодействие власти и бизнеса. Экономика тоже должна быть на первом месте, потому что без экономики не будет ничего. Нужно сделать коллегиальный орган, при организации движения у перевозчиков может быть другое мнение, которое будет отвечать требованиям безопасности, просто оно кому-то в голову не пришло, а перевозчики считают, что им так будет удобнее».
Акульшин: «У нас есть такой орган — комиссия по безопасности дорожного движения. Если мы задумаем рассмотреть вопрос изменения схемы дорожного движения, что могло бы ухудшить положение перевозчиков, пригласим представителя ассоциации. Пока ничего подобного не планируем».
В итоге Шемилина убедила чиновника, чтобы мэрия Владивостока выслушала представителей этого бизнеса.
Весенне-осенние ограничения для большегрузов
Одной из важнейших проблем перевозчики назвали весенне-осенние ограничения для большегрузов. Речь идёт об ограничениях движения для транспорта, идущего с превышением предельно допустимых нагрузок на оси. Данные меры действуют уже не первый год. Росавтодор называет их необходимыми для обеспечения сохранности дорог, однако перевозчики уверены – эти ограничения не приносят никакой пользы, а лишь осложняют ведение бизнеса. Да и их правила, на взгляд участников рынка, выглядят не совсем корректно.«Прежде всего, вопросы вызывают цифры, которые фигурируют в ограничении. Если максимальная нагрузка в десять тонн, то снижают до шести, если шесть тонн – снижают до трёх с половиной. Что такое три тонны? Речь идёт о практически пустой машине. «Шеститонных» дорог у нас, кстати, процентов восемьдесят», — заметил директор ООО «Ольгерд» Юрий Калинин.
Он задал представителям власти несколько вопросов: «Почему у нас расчёт идёт не от реального состояния дороги, а от абстрактных цифр? Было десять – значит, будет шесть, и баста. Я больше скажу, у нас в этом году почему-то по ряду дорог ограничения только усилились. Неужели за год дороги так сильно износились?».
Как пояснил представитель департамента дорожного хозяйства, такая ситуация сложилась из-за ограниченных возможностей административного ресурса: «У нас в крае очень большое количество дорог. Мы просто не в состоянии проводить ежегодный анализ по каждой магистрали для установления текущей максимальной нагрузки. Что касается изменения цифр – то это связано с законодательством. Если раньше у нас все дороги с предельной нагрузкой от 6 до 10 тонн на ось условно считались «десятитонными», то теперь произошло разграничение. Если она рассчитана на 6 тонн – значит, она будет считаться «шеститонной», и так далее».
Как заметил директор компании «Фрахт» Геннадий Веретельников, ситуация складывается необычная: «У нас же всё равно, если нужно – возят с перевесом, несмотря на ограничения. Приходит к нам, например, бульдозер. И надо его вывезти в Иркутск. Мы его всё равно повезём, у нас бизнес. Мы, перевозчики, готовы согласиться даже на платный проезд вместо ограничений. Это просто парадокс! Бизнесмены говорят государству: мы готовы вам давать деньги! А государство отказывается. Послушаешь вас, все правы. Но мы все равно возим грузы. С нарушениями, но возим. Или встаньте возле порта и остановите все движение. Есть заключение Минэкономразвития. Почему «федеральные» трассы не ограничивают на весенне-осенний период? Потому что Минэкономразвития запретил, а в нашем, Приморском крае… Мы готовы платить. Вы не хотите брать деньги у нас, а мы все равно возим. Платим другим… Но мы возим».
Калинин: «Почему вздыбил «Платон» всех перевозчиков? Строгость закона компенсируется его необязательностью. Пока можно объехать. Но, когда объехать будет нельзя, будут забастовки, перекроем дороги.
Также всплыло, что, по статистике, проезжает столько-то, а в реальности – в три раза больше. Других альтернатив нашему транспорту в крае нет. Если вы надеетесь на ж/д транспорт… Не железная дорога распоряжается контейнерами. Получить контейнер из Владивостока до Уссурийска другим транспортом невозможно».
Перевозчики возмутились, что им слишком дорого платить. Выгоднее не возить большегрузы, а разгружать товар на площадках. Беда в том, что на участке дороги от Владивостока до Хабаровска разгрузочных площадок нет.
Калинин: «Я, как бывший строитель, считаю, что разница в количестве разрешенного груза должна быть — подушка поменьше, например. Но одна дорога идет, просто дальше дорога «краевая». Перевозчики отметили, что раньше «весенние» ограничения были бичом Хабаровска, теперь это пришло и к нам.
Калинин: «Еще один вопрос. Сейчас идет слушание в общественной палате по 258 приказу Минтранса. Его нужно отменять. И там четко поставили в вину, что он позволяет обследование мостов взыскивать с перевозчиков. Этим пунктом злоупотребляют собственники дорог (администрации разных мастей, – прим. авт). Мост в Черниговском районе 6 метров, за которые мы сейчас судимся. Он выдерживает 40 тонн, наш автопоезд – 20 метров, 44 тонны. Нам выставляют: «Давайте, мы за ваш счет обследуем мостик», а это 348 тысяч рублей. Почему он не обследован?»
Шемчук: «В соответствие с приказом Минтранса, владельцы ежегодно проводят обследование, выставляют нагрузку. Вам предлагается обследовать мост, если вы хотите возить более установленного».
Калинин: «Если обследование проводится ежегодно, то почему усеченно — только для одиночных транспортных средств? Мы живем в крае, который перерабатывает 40-футовые контейнеры. У нас 20% машин – автопоезда. Но ни в одном вашем обследовании не отражена эта возможность».
Чиновник: «Она не отражена, потому что автопоезд, в отличие от тягача и прицепа, имеет разное состояние. Это невозможно».
Калинин: «Это филькина грамота, а не обследование».
Между тем штрафы за перевес большегрузов в России серьёзные – для юридических лиц они могут доходить до 350 000 рублей. Для не очень крупных компаний такие санкции могут оказаться просто губительными.
Марина Шемилина сообщила участникам встречи, что Кодекс об административных правонарушениях сейчас пересматривается. Бизнес-омбудсмен подчеркнула, что вопрос штрафов за «перегруз» также будет рассматриваться, и она будет ходатайствовать о его уменьшении.
Передвижение «негабаритов» по краю
Ещё одним болезненным вопросом для перевозчиков стало передвижение «негабаритов» по краю. Представителей транспортных компаний волновали вопросы оплаты и согласования движения по различным маршрутам. В частности, обсуждалась проблема проезда «негабаритов» по мостам.«У нас проводится ежегодное обследование того, какую нагрузку может выдержать данный конкретный мост. Но дело в том, что расчёты почему-то делаются относительно трёхосных большегрузов, которых в крае процентов двадцать. Основная масса – это четырёхосные, шестиосные транспортные средства. Соответственно, для таких транспортных средств приходится проводить отдельное обследование, которое по закону оплачивает перевозчик!» — рассказал директор ООО «Ольгерд» Юрий Калинин. По его мнению, ежегодные обследования, которые не имеют связи с реальностью, – не более чем «кормушка» для заинтересованных лиц. В ряде случаев, по словам бизнесмена, стоимость такого обследования может доходить до 350 тысяч рублей.
Бюрократическая волокита при согласовании маршрутов в Приморье на сегодняшний день является одной из наиболее острых для компаний-перевозчиков. Как отметили предприниматели, согласование маршрута по краю может составлять месяц и более. При этом заявки на согласование компании подают несколько раз в год, а маршруты и автопарк всегда одинаковы.
«У нас в законе прописано: срок согласования – до 15 дней. Это может быть и два дня, и неделя. Но мы знаем, как работают чиновники: если указан какой-то максимальный срок, значит, раньше него ждать не стоит. Подавать документы заранее мы долгое время просто не могли. Нам в управлении говорили: раньше чем за месяц мы ничего не принимаем! Только недавно через суд удалось заставить чиновников принимать документы раньше этого срока», — сообщил бизнес-омбудсмену директор ООО «Ольгерд» Юрий Калинин.
При этом, заметил бизнесмен, согласование маршрута с другими регионами происходит практически моментально. Так, маршрут от Уссурийска до Благовещенска утверждается буквально за два дня.
Калинину ответил ведущий эксперт дорожного хозяйства «Дальуправтодора» Сергей Марченко. Он сообщил, что существующий порядок согласования просто не позволяет добиться утверждения маршрута быстрее: «Это всё занимает достаточно долгое время. Нужно утвердить его с администрациями, владельцами участков дорог, затем согласовать с дорожной полицией. На каждую проверку уходит по 3-4 дня. В законе написано – срок не должен превышать 15 суток, и мы в это время укладываемся. Я не знаю, как работают в Амурской области. Один раз я видел разрешение, выданное там. Маршрут был согласован только с администрацией по одному участку дороги. Это означает, что при встрече с полицией у водителя могут начаться серьёзные неприятности».
Однако перевозчики уверены: в столь долгих сроках виновато именно отношение чиновников к бизнесу. Как заметил Юрий Калинин, это хорошо показывает работа представителей власти с электронными заявлениями. По его словам, дорожными департаментами Приморья сводится на нет работа сайта «Госуслуги». Пока во всей России взаимодействие властей и населения переходит в электронную плоскость, краевые чиновники действуют по старинке. Это увеличивает сроки получения разрешений и негативно сказывается на бизнесе.
«Сейчас в России пытаются как-то минимизировать бюрократию, перевести значительную часть обращений в электронный вариант. Но у нас этот процесс попросту выхолащивается! Да, мы подаём заявления по Интернету. Однако нам всё равно требуется в течение четырёх дней привезти оригиналы, чтобы получить разрешение. В чём тогда смысл электронной формы?» — обратился к представителям «Дальуправтодора» Юрий Калинин.
Эксперт дорожного хозяйства Сергей Марченко пояснил, что такой порядок вызван встречающимися в электронных формулярах ошибками. По словам чиновника, зачастую перевозчики пишут не ту букву в номере транспорта или по ошибке вводят неверные данные. Чтобы избежать сбоев в работе, данные приходится сверять с оригиналами.
В ходе обсуждения данного вопроса Марина Шемилина отметила, что с этой проблемой перевозчики сталкиваются уже не первый год. «Я прекрасно помню, как ещё два года назад мы обсуждали все эти моменты. И меня удивляет то, что в этом направлении не было сделано ничего. Ведь есть вполне логичное решение: формируйте папки, личные дела для крупных фирм с устоявшимся автопарком», — заявила бизнес-омбудсмен.
Это предложение было поддержано участниками встречи. Кроме того, некоторые из них предложили формировать дела по каждой компании, где отражались бы вообще все данные.
Марина Шемилина отметила, что в других регионах России такой проблемы не стоит, хотя законы и порядок согласования везде одинаковы. В связи с этим бизнес-омбудсмен рекомендовала приморским чиновникам ознакомиться с практикой соседних регионов и перенять её.
После этого они должны будут подготовить соответствующие предложения, которые помогли бы решить данную проблему.
Стоит отметить, что многие проблемы Приморья, связанные с транспортом, являются уникальными: в остальной части России с ними давно разобрались.