Польша хочет получить от РФ гарантии, что новые нормы в сфере грузоперевозок - не санкции
Польша на переговорах с российской стороной о выдаче разрешений на автоперевозки между двумя странами хочет получить гарантии, что введенные Россией новые нормы в сфере международных грузоперевозок не ухудшат положение польских компаний, передает ТАСС. Об этом заявил Польскому агентству печати замминистра инфраструктуры и строительства республики Ежи Шмит.
«Мы хотим получить от России гарантии, что касающиеся контроля транспорта нормы, принятые российской стороной в одностороннем порядке (вступили в силу в феврале прошлого года) и распоряжения (вступили в силу в ноябре и декабре прошлого года) не осложнят доступ польского транспорта и товаров на российский рынок, — сказал он. — Важно, чтобы это не были очередные санкции против Польши».
1 февраля истек срок действия разрешений на грузоперевозки, которыми ежегодно обмениваются Россия и Польша. Сторонам не удалось прийти к соглашению по новым разрешениям, поэтому водители грузовиков двух стран с понедельника не могут пересекать границу.
Переговоры зашли в тупик, так как Польша недовольна принятием в РФ законодательных и нормативных актов, упорядочивающих контроль за осуществлением на российской территории международных автоперевозок иностранным автотранспортом, в том числе перевозок грузов третьих стран.
По мнению российской стороны, новое законодательство устранило имевшиеся недостатки в национальной нормативной базе, пользуясь которыми недобросовестные иностранные перевозчики ввозили из третьих государств в Россию грузы под прикрытием льготного двустороннего режима перевозки.
Польша ждет гарантий
В Варшаве в настоящее время продолжаются переговоры экспертов Смешанной комиссии по международным транспортным перевозкам. Если они придут к согласию, 2 февраля станет возможной встреча Шмита с заместителем министра транспорта РФ Николаем Асаулом для окончательного подписания договоров.
«Мы ожидаем от российских экспертов выражения готовности подписать протокол, в котором будет содержаться декларация, что транспортная практика не будет сдерживать польско-российское соглашение от 1996 года и не будет никаких организационных ограничений доступности российского рынка для наших перевозчиков», — добавил Шмит.
«Если польская сторона получит такие гарантии от наших партнеров, если они примут предложенный нами текст, то мы сможем идти дальше. Если же россияне будут утверждать, что смогут в административном порядке ограничивать доступ иностранных перевозчиков, то мы останемся в том же месте», — сказал чиновник.
Шмит также напомнил, что 4 февраля глава ведомства Анджей Адамчик обсудит сложившуюся между Польшей и Россией ситуацию в Европейской комиссии.
«Когда мы не можем ездить, страдает весь транспорт на линии ЕС — Россия. Чтобы полностью не блокировать перемещение товаров между Европой и Россией, мы выдали белорусам 18 тысяч разрешений. Это аргумент для Еврокомиссии, что Польша не хочет блокировать перевозки», — отметил он.
Договоренностей пока нет
Ранее глава Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин, объясняя ситуацию, говорил, что страны ежегодно ведут переговоры для определения и передачи согласованного количества бланков разрешений на перевозки грузов автотранспортом. Также подписываемое соглашение предусматривает возможность обмена спецразрешениями, которые дают право на перевозки грузов из третьих стран или в третьи страны.
По словам Курушина, особенность сложившегося в начале этого года положения состоит в том, что транспортные ведомства России и Польши не смогли договориться о количестве разрешений для своих перевозчиков на 2016 год. Состоялось уже несколько раундов переговоров, но польская делегация отказывается давать предложения российской стороне по количеству разрешений для обмена и «ведет себя крайне неконструктивно».
«Каждый день приносит потери»
Каждый день простоя грузоперевозок между Польшей и Россией влечет за собой глобальные потери для товарообмена на всем континенте. Такое мнение высказала в беседе с корреспондентом ТАСС пресс-секретарь Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Польши Анна Врона.
«Каждый день приносит потери, причем не только для перевозчиков, но и для импортеров и экспортеров», — сказала она. «Если мы везем заготовки для фабрики, которая должна сделать из них готовый товар, и не поставляем их вовремя, это грозит перевозчику большими штрафами в случае заключения долгосрочного контракта, а также влечет за собой потери производителей», — пояснила Врона.
«Таким образом, это потери не только для перевозчиков, но и для товарообмена, экономики в целом, — добавила она. — Каждый день простоя — это тотальное нарушение в системе обмена товарами на территории всего континента».
Отвечая на вопрос, как польские перевозчики оценивают возможные потери из-за сложившейся ситуации, Врона указала, что называть конкретные цифры сейчас рано. «Мы в данный момент не можем оценить наши потери. Прошел только один день. Мы пока сражаемся за то, чтобы договориться. Польша и Россия должны прийти к согласию», — констатировала она. Тем временем, по подсчетам польских экспертов, простой одного грузовика оценивается в €2 тыс. в день.