Москва и Варшава нашли выход из конфликта
Москва и Варшава нашли выход из длительного конфликта, связанного с условиями автомобильных грузоперевозок. По итогам двухдневных переговоров в Гданьске было заключено соглашение, которое предоставляет каждой из сторон по 170 тысяч разрешений (дозволов) на грузовые перевозки до конца 2016 года. Для российской стороны квота составляет 160 тысяч дозволов для двусторонних и транзитных перевозок и 10 тысяч трехсторонних разрешений, позволяющих осуществлять перевозки грузов третьи страны. Польская сторона получила 140 тысяч двусторонних дозволов, и 30 тысяч трехсторонних.
«Мы подписали протокол, обменялись количеством разрешений, которое нас полностью устраивает. Оно соответствует пропорциям, которые действовали предыдущие три года, о которых мы еще договаривались в Сочи с предыдущим замминистра, и мы абсолютно удовлетворены», — заявил РИА Новости глава российской делегации, заместитель министра транспорта Николай Асаул.
Обмен новыми квотами состоится после вступления в силу приказа Минтранса России, сейчас он находится на стадии регистрации в Минюсте. Ожидается, что приказ вступит в силу в первой декаде апреля. До этого момента будут продлены текущие временные квоты. В распоряжении сторон есть 20 тысяч разрешений, которые были утверждены в результате пяти предыдущих раундов переговоров 19 февраля.
«Российская сторона обязалась внести поправки в распоряжения, которые удаляли с российского рынка польских перевозчиков. Мы удовлетворены тем, что условия осуществления в сфере транспорта на территории России для польских компаний не ухудшились», — заявил по итогам переговоров заместитель главы MIB Ежи Шмит.
Автомобильные перевозки между Россией и Польшей регулируются межправительственным соглашением «О международном автомобильном сообщении» от 30 августа 1996 года. В конце декабря прошлого года, когда подходили к концу трехлетние квоты, выданные ранее, стороны не смогли договориться по новым квотам. Варшава заявила, что новое российское законодательство, которое ужесточило перевозку грузов из третьих стран, дискриминирует польские транспортные компании. Москва утверждает, что оно поставило заслон на пути перевозчиков, которые ввозили товары из других стран ЕС по двусторонним дозволам.
1 февраля грузоперевозки между Россией и Польшей прекратились. Российским водителям пришлось искать альтернативные маршруты, в том числе через Украину. С 11 по 25 февраля движение российских фур по украинским дорогам было фактически заблокировано. Это временно парализовало грузовое автосообщение России с Европой. Поток фур хлынул на белорусские трассы, в результате чего оказались перегружены белорусской-литовские погранпереходы. Однако довольно быстро грузовой конфликт с Украиной удалось решить.
Президент центра объединения грузоперевозчиков «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что достигнутые договоренности являются большой победой российской стороны. «Я считаю, что в этом отношении польская сторона пошла на уступки, потому что все-таки польской стороне глобальный ущерб был нанесен», — сказал он «Коммерсантъ FM».
Матягин считает, что польские перевозчики больше пострадали, поскольку российские перевозчики итак в большинстве случаев остались без европейского рынка из-за продовольственного эмбарго (введенного Россией). В прошлом году Польша заняла 11 место среди внешнеторговых партнеров России.