Вечером — рамки, утром — сервис. Репортаж с новых платных трасс Беларуси
«За что?» — вопрос мучил нас на протяжении всей поездки по участкам трасс, ставших сегодня утром платными. «За что платить?» — да и в принципе: «За что нам все это?» Ответ на поверхности, хоть и не совсем поддается логике. А если рассуждать последовательно, то хотелось бы увидеть хорошее покрытие, отличный придорожный сервис, грамотную организацию движения — все то, что отличает платную дорогу от обычной альтернативы. Но и тут не все просто, выбор у водителей остается небольшой: или отправляться в объезд на несколько сотен километров, или трястись на гравийке, или платить.
Система BelToll была запущена 1 августа 2013 года, на презентации объявили: протяженность платных дорог в Беларуси будет постоянно расширяться. Многие только скептически улыбались: куда уж расширять? Вроде бы основные магистрали, более-менее соответствующие требованиям, подходящим для взимания платы, уже наполнились рамками. Прошло более двух лет. Если вначале система покрывала 815 километров, то с 1 ноября данная цифра увеличится до 1513 километров. Когда трассы категории М, хоть как-то соединяющие Запад с Востоком, оказались на карте платных дорог, взялись за категорию Р. Вышло, что качество дорог и взимание платы — понятия не совсем взаимозависящие. По крайней мере, к такому выводу мы пришли во время тестовой поездки по новым участкам.
Перед тем как покинуть столицу, мы еще раз изучили, какими «новинками» обрадовал Минтранс. Это участки P99 (Барановичи — граница с Польшей, дорога на Белосток), P23 (Минск — Слуцк) и P21 (Витебск — граница с Россией в Лиозно), а также М5 (Жлобин — Гомель) и М6 (у Щучина). Мы решили взглянуть на «двухполоску», ведущую в сторону Мекки белорусского шопера — Белостока и на «бетонку», заканчивающуюся ремонтом у Слуцка. Справедливости ради стоит добавить: проезд не будет взиматься с белорусов на легковушках. Дальнобойщикам и иностранцам повезло меньше.
Барановичи — Волковыск — Пограничный
Съезд с M1 на P99 (Барановичи — Волковыск — Пограничный — Гродно) встретил нас двумя искусственными неровностями, которых до недавнего времени здесь не видели. Через пару километров композиция из двух «спящих полицейских» повторилась. «Лежекопы» на трассе, получившей статус платной, — как минимум странно. Очевидно, понятия «комфорт» и «скорость» никак не могут ассоциироваться с дорогой.
Пока ехали в машине — то есть до первой остановки, успели отметить работу дорожников. Из салона асфальт казался свежим, приятно радующего глаз темного, а не выгоревше-серого цвета. «Казался» — ключевое слово в этом случае. По факту выяснилось, что на прежнее, неизвестно, насколько старое покрытие, просто напылили верхний слой смеси.
Естественно, без полной замены покрытия со временем вылезут старые косяки. Выбоины и колеи местами видны уже сейчас. Встречаются и свежие латки на свежем асфальте.
Укрепленные обочины здесь встречаются не всегда. А большую фуру остановить на минутку не получится и вовсе — будьте любезны доехать до ближайшего места отдыха.
На 19-м километре дороги встречается первая рамка. Еще два дня назад здесь стоял генератор, а рядом дежурил мужчина на Kia. Сторожи появились у рамок после неприятной истории с исчезновением десяти источников питания. «Должны к следующей неделе подключить к электросети, — заверил мужчина. — Пока что дежурим. На этой дороге поставили рамки через каждые 10 километров примерно. Почему на такой средненькой дороге? Очевидно же — деньги».
А с финансовой стороны направление действительно выгодно. После включения в систему участков у Бреста и Гродно «незадействованными» остались только более-менее крупные пункты пропуска «Песчатка» и «Берестовица» (со стороны Польши). Сегодня их стало на один меньше.
Фур на Р-99 полно: отечественных, немецких, польских, российских. Одна за одной они тянутся по трассе. Автопоезда сопровождают плетущиеся следом легковушки. Здесь предусмотрено всего по одной полосе в каждом направлении. Обгон бывает довольно опасным (обочины для смещения ведь нет), а порой и вовсе запрещенным.
Нас уже не удивляет наличие нерегулируемых переходов на трассах, названных скоростными. По поводу скорости мы побеседовали с польским дальнобойщиком, который проезжает здесь «едэн раз у тыдзень». «В Германии понятно, за что платишь: отдал деньги — поезжай без приключений, — говорит поляк. — Тут же максимум 80 км/ч. И все время в напряжении — по дороге много деревень. О том, что надо платить, нас предупредили. Выхода нет, готовим деньги».
Сплошные отбойники по обе стороны от проезжей части? Шумоизоляционное ограждение в деревнях? Остановки регионального общественного транспорта в карманах? Развитая сеть точек питания? Это не про Р-99. Зато неподалеку есть полигон с боевой стрельбой, природа красивая…
При взгляде на «двухполоску» как-то особенно сатирично звучит фраза на паспорте объекта у рамки BelToll, гласящая: «Создание системы сбора платы в режиме свободного многополосного движения».
Первый пункт обслуживания BelToll на пути с М1, как это водится, появляется после проезда через две рамки. То есть чтобы не попасть на «штраф», покупкой устройства нужно озаботиться намного ранее или дойти пешком до АЗС, где размещается пункт, около 20 километров. «В четверг сказали, что в пятницу начинаем работу, — не скрывая, рассказал сотрудник заправки Василий. — Оперативно завезли стол, оборудование. Правда, связь тут пока ловит не везде. Мы как бы работаем, но информации нет. Но чуть что — конечно, обслужим». В этом нет ничего сверхъестественного — ведь Совмин подписал постановление о расширении сети только на следующий день после нашего визита.
По словам Василия, на трассе появилось шесть рамок — вплоть до границы. На вопрос, можно ли их объехать, ответил уверенно: «Да, но только по гравийкам».
Минск — Слуцк
На этой трассе, по крайней мере, организовано двухполосное движение в каждом направлении. Предусмотрена разделительная полоса. На участке в несколько километров можно заметить тросовое ограждение. Кое-где видны и щитки, не дающие встречным машинам ослепить водителей. В основном они размещаются у пешеходных переходов — опять же нерегулируемых.
Но картина резко сменяется с радужной на неприятную в двадцати пяти километрах от столицы. Из поля зрения исчезает и двусторонний отбойник, и тросовое ограждение. А асфальт превращается в бетонные плиты. Швы между ними отзываются в салоне авто ощутимой тряской. Но не швами едиными — чтобы узреть еще одну причину, достаточно остановиться и взглянуть на покрытие.
Скоростным участок P23 тоже не назовешь. Ограничение 100 км/ч действует только для легковушек. Но и они не сильно успевают разгоняться — перед переходами висят знаки «80».
Довольно странно на платной дороге смотрятся предупреждающие знаки «Дети», «Дикие животные», «Неровная дорога», информационные щиты «Внимание! Интенсивное движение пешеходов».
Чем дальше мы удаляемся от Минска, тем больше недоумеваем: например, места для отдыха организованы в виде «карманов» — ни стульчика. Перекусить можно разве что на заправках.
Всего мы насчитали на нашем пути шесть рамок. Когда же они закончились, взгляду открылся активный ремонт дороги со всеми вытекающими последствиями: заужение, стройтехника, заторы, многократное изменение организации движения и, конечно, нервничающие водители Слуцкого района, рвущиеся на «встречку». Конечно, за такие удобства брать деньги нельзя. Ну а когда работы закончатся — вполне возможно. Благо есть примеры и похуже.
Свои мысли озвучил дальнобойщик из России, с которым мы встретились на АЗС: «Тут, где ремонт, конечно, творится ужас. Чуть дальше еще более или менее. А М1, по-вашему, в отличном состоянии? Плату же все равно собирают. Ну а что делать? Будем платить. Выбора нет. Ай! Короче, напиши, ничего сказать не могу».
«Ни владелец системы BelToll ГУ „Белавтострада“, ни тем более оператор не принимают решения о том, в каком месте установить рамки, какую трассу и на каком участке сделать платной, — охарактеризовал позицию наш источник в компании. — Мы являемся исполнителями решений властей — занимаемся организацией взимания платы, обеспечиваем корректную и бесперебойную работу системы. Решение же принимает государство. Качество дорог также не входит в нашу компетенцию. За водителями все же остается право выбора. В соответствии с законодательством альтернативные пути для движения в выбранном направлении есть всегда — они могут проходить буквально параллельно, в 100 метрах, а могут и в 100 километрах. И это принятая европейская практика».