Господдержка прокатила грузовики: на них пришлось только 10% продаж с новыми льготами
Как стало известно “Ъ”, за первые полтора месяца действия новых программ стимулирования авторынка было продано 16 тыс. машин. В легковом сегменте полагают, что эти меры сейчас эффективнее исчерпавшей себя утилизации. Эксперты замечают, что программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» инициировали дополнительный спрос со стороны клиентов, которые не могли воспользоваться старыми программами. Но в коммерческом сегменте продажи невелики — лишь 1,5 тыс. машин из 16 тыс. штук: здесь жалуются на то, что программы не привели новых клиентов, а скидки получают те, кто и так бы купил машину.
Производители комтранса не дали статистику продаж. На КамАЗе заметили, что «слишком мало времени прошло». В группе ГАЗ заявили, что «сегментированные программы не стали полноценной заменой программе обновления парка в сегменте LCV». Там уверяют, что «вопрос не в том, что нужно время на раскачку — программы не дают дополнительных стимулов». Сейчас скидку получают клиенты, которые и так готовы покупать автомобили в лизинг. Но фермеры и начинающие предприниматели не берут машины в лизинг, говорят в группе, для них это слишком большие расходы даже со скидкой, они также не проходят по требованиям лизинговых компаний.
Программы для комтранса не пользуются ощутимым спросом, согласен Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. Он полагает, что в сегменте к поддержке необходимо подходить более системно: для новых предпринимателей стоит сделать, например, льготный режим, чтобы те могли развиться в перевозчиков. При этом по новым программам обновить устаревающий парк накладно даже с учетом скидки — в этом плане утилизация была для клиента интереснее, говорит эксперт.