"Газом травят, чтобы солярку слить или груз разворовать": белорусский дальнобойщик о работе в Португалии
Николая отправили в Португалию родители, чтобы сын стал успешным. Жизнь в чужой стране помогла стать самостоятельным. О своей работе дальнобойщик рассказал в интервью «Вакансии.ru».
– Вы сейчас в дороге?
– Где же еще? Сегодня воскресенье – ездить нельзя. Стоим. Европейский закон о вождении разрешает ездить только 6 дней в неделю. А по часам – не более 45 часов. Это, конечно, не всеми соблюдается. Но моя нынешняя фирма не заставляет бегать по-черному.
– Как вы оказались за границей?
– В начале 2000-х с работой в Белоруссии было особо худо. Мать у меня активная. Бизнес имела. С ее подачи и оказался. Тогда было много таких контор, которые обещали «хорошо оплачиваемую работу» за границей. Вроде бы даже и знакомый нашелся из такой конторы, который обещал устроить в Португалии.
– Что вы могли делать?
– Мне всего 20 лет было. Я только из армии пришел, где водил бензовоз. А до этого окончил училище по специальности «автослесарь». Так что я надеялся устроиться водителем. Но в Португалии, как выяснилось, профессионалы водят только с 21 года.
– Ну а тот знакомый, который обещал пристроить?
– Да надули нас всех. Взяли деньги за трудоустройство на стройку. А потом на этой стройке с зарплатой кинули. 300 человек нас таких из Витебска пригнали. Сейчас из них в Португалии, наверное, человек 10.
– Почему вы не вернулись?
– Целеустремленный – вот и не хотел возвращаться. Хотя первые месяцы так тяжело было, что и вспоминать не хочется. Когда деньги закончились, пришлось спать на улице.
– Как?!
– А вот так – Португалия теплая страна. (Смеется) А еще там много всяких организаций, которые помогают нищим – едой, одеждой, работой.
– Кто вам помог?
– Один из приходов католической церкви. Они устроили меня кочегаром на деревообрабатывающую фабрику. Сами нашли место, звонили, договаривались. Без них я ничего не смог бы – языка ведь не знал. Главное, чтобы легализоваться, мне нужен был рабочий контракт и прописка. Фабрика мне то и другое сделала.
У них там прямо на территории предприятия был дом для работников. Я вставал в 5 утра, затапливал паровой котел. А заканчивал работать в 9-10 вечера. 8 месяцев я там продержался. Легализовался и язык, общаясь с португальцами, подучил. На первых порах подходил к кому-нибудь со словарем, задавал вопрос, мне писали ответ, и я с тем же словарем шел его разбирать.
– Как водителем устроились?
– Через тот же приход католической церкви. Я к этому времени сменил еще несколько тяжелых низкооплачиваемых работ: заправлял картриджи, ремонтировал сельскохозяйственную технику. Сумел подкопить денег. Купил свою машину. Поменял права. Открыл дополнительно категорию Е. Но сразу на большую машину было не устроиться. Без опыта это во всех странах проблема. А где его взять? Мне подсказали, что требуются водители-грузчики на обычный грузовик – развозить товар по магазинам. Туда меня взяли. А через 1,5 года я перешел на тягач с полуприцепом и сразу поехал на Европу.
– Быстро освоились?
– Да. Я вообще считаю, что водить – это мое. А еще мне интересно все новое. Сейчас тягаю на своей «Вольво» грузовики с завода и шасси для автобусов. Это тяжелее, чем обычный автовоз. Длина около 20 метров. Высота около 4,5 метров, когда в два этажа едешь. Много всяких опасностей. Но я сюда перешел не потому, что чуть больше платят, чем на заводе, – как обычно иммигранты рассуждают. Мне интересно! И дорогу люблю. Хотя вот своему ребенку я такой работы не желаю. Путь лучше директором будет.
– Какие трудности-опасности?
– Загружаешь груз, грузовик или шасси, под палящим солнцем – можно обгореть или солнечный удар получить. Есть опасность, что груз сковырнется. Очень большое напряжение. Несчастные случаи здесь не редкость. Даже просто вот на днях вылезал ночью из машины со второго этажа в туалет. Был дождь. Поскользнулся, упал на спину, ударился головой. Еще легко отделался.
– Почему вы на втором этаже оказались?
– Иногда мы едем сцепкой в две машины. В этом случае на обратном пути один тягач грузится на другой – для экономии. Едем в одной кабине. А ночуем – в разных.
– Кто коллеги?
– Тут весь мир – португальцы, бразильцы, испанцы, украинцы, молдаване, русские…
– Ладите?
– По-разному. Но это не от национальности зависит. А от конкретного человека. У каждого свои заскоки. Одни любят поговорить, другие помолчать. С кем-то разговорился по душам – а назавтра все хозяин знает. Это жизнь. Но мне главное, чтобы подлянок не делали. А то я дорогу укажу.
– Расскажите о дорожных случаях.
– О них можно целую книжку написать. Как в России раздевают на ходу, так и здесь. И газом травят, чтобы солярку слить или груз разворовать. И окна бьют. И в прицеп залезают. Если потом на проверке с помощью сенсоров обнаружат, что у тебя живой груз, иммигрантов-то потом по головке погладят и отпустят. А водитель виноват. В Великобритании штраф за каждого несанкционированно провезенного иммигранта 2500 фунтов. И не важно, он их посадил или они сами ночью залезли. Бывает, ночью машина качнулась – то ли ветер, то ли залез кто. Но выходить проверять страшно – жизнь дороже. Лучше наутро – с полицией или коллегами проверить.
– Как выходные проводите?
– У меня жизнь такая, что жена с детьми в Белоруссии. А я здесь. Приехал на базу в Испанию. Кровать в кабине. Рядом моя легковушка. Сел в нее, поехал по магазинам или к морю погулять. Я там все знаю. А другие, которые не знают, сидят в кабинах и бухают. Я этого не люблю. Так и алкоголиком стать недолго.
– Как же вы с женой познакомились?
– А вот надо было уехать за 3000 километров, чтобы познакомиться по Интернету. (Улыбается) Потом она в Португалию к родственникам поехала – так и начали встречаться. А потом я в Белоруссию возвращался, когда проблемы были. Возил фрукты – Испания, Россия. А сейчас редко с семьей видимся. Хочу вот их в Португалию перевезти.
– Сколько удается зарабатывать?
– Около 3000 евро. И что мне нравится, здесь мухлевать не нужно. Я такой человек – люблю, когда все чисто.