Без официоза. Как в Рязани начался всероссийский автопробег дальнобойщиков
В четверг, 20 июля, начался агитационный автопробег Объединения перевозчиков России (ОПР). Небольшая колонна из двух легковых автомобилей и одного микроавтобуса выехала из Москвы в обеденное время, к 17:00 прибыла в Рязань. Корреспондент «7x7» встретилась с инициативной группой ОПР и лидером дальнобойщиков Андреем Бажутиным.
С остановки в Рязани начался первый этап автопробега — поездка по Центральной России. На втором этапе представители ОПР предполагают добраться до Сибири и Дальнего Востока, на третьем побывать на Юге России и Северном Кавказе. Цель автопутешествия, по словам председателя ОПР Андрея Бажутина, — объединить всех здравомыслящих людей, которые понимают: существующая политическая система изжила себя.
«Не количество, а качество»
Координаторы ОПР в Рязани Алексей Борисов и Татьяна Сячнева встретили лидера дальнобойщиков и его сторонников у придорожного кафе перед Дягилевским постом ГИБДД.Все вместе, по традиционным в вечернее время дорожным пробкам, двинулись в Приокский поселок, к парку Дружбы. Митинг был согласован в этом отдаленном от центра города месте.
В 17:30 в парке гуляли старики, «собачники» и мамы с детьми, толпы участников митинга не было. «Ну, понятно, первый блин немного комом», — пошутил Бажутин, и все отправились в тень кленов и берез.
Его телефон почти не замолкал: звонили журналисты, сторонники и родные, спрашивали, как добрались, как встретили в Рязани. Телефоны Борисова и Сячневой тоже звонили не переставая: сторонники Мальцева и Навального, активисты спрашивали, смогут ли подъехать чуть позже, если опоздают из-за пробок. Начали подъезжать рязанские водители грузовиков с женами и детьми.
Бажутина окружили и засыпали вопросами.
— Куда после Рязани?
— В Саранск, потом Ульяновск, Сызрань и так далее. Спонтанно решили разделить путешествие на три части, одним махом преодолеть расстояние до Владивостока будет тяжело.
— Дорого обойдется это удовольствие?
— Да ну с чего? Кругом только об этом говорят и пишут, какие огромные деньги мы потратим на пробег и откуда они у нас. Смотрите сами: мы на легковых машинах, на грузовиках не поехали именно ради экономии. В каких-то городах нас ждет прием и нормальный ночлег, для других случаев мы взяли с собой палатки. Мы простые люди, финансово нас поддерживают такие же простые люди. Миллионы на счет не кидают, но мы умеем экономить.
— Не расстроились из-за столь небольшого количества встречающих?
— Были готовы к этому. Люди во многих городах пассивны, хотя постоянно жалуются на стоимость услуг ЖКХ, удушающие налоги, постоянные долги, на работу правительства в целом. Взять, к примеру, вот эти дома через дорогу — девять этажей, сколько уж там подъездов, не знаю. Наверняка больше половины жильцов недовольны жизнью, так почему не вышли сюда поговорить? Но мы точно знаем, в каких городах к нашему приезду серьезно готовятся и собирают сторонников. Люди-то просыпаются, и это очевидно. И здесь, в Рязани, главное не количество встречающих, а «качество». Пришли те, кто уже все понял и решил для себя: надо бороться.
— По дороге никто не останавливал?
— Только сигналили в знак поддержки. Мы привыкли ко всякого рода проверкам, но на этот раз выехали из Москвы спокойно. Главное, ведь не только останавливают, а врут. Нас любят останавливать под предлогом проведения операции «Вихрь-Антитеррор», а я специально изучил этот вопрос. Операцию проводит ФСБ, и какой же это «Вихрь», если останавливают на досмотр сотрудники ГИБДД, а при них нет ни одного сотрудника ФСБ? Вот мы тут собрались, а нас встречает только один экипаж ДПС, да и тот вдалеке стоит. Даже странно.
— Как вам Рязань?
— Хороший город, а этот парк просто замечательный — зеленый и тихий. Даже хорошо, что мероприятие «выслали» на эту окраину: с главной дороги парк не видно.
«Мы действуем без тактики и стратегии, спонтанно»
Андрей Бажутин ответил на вопросы корреспондента «7x7» о целях автопробега, расколе среди дальнобойщиков после решения лидера ОПР выдвинуться на пост президента и сравнительно небольшом количестве сторонников.— Для чего вы отправились в автопробег?
— Цель пробега озвучивали неоднократно, он начался сегодня, 20 июля. Он будет проходить до 2 августа, включит в себя всю Россию. Цель: популяризация Объединения перевозчиков России — это крупнейшее объединение в стране, других таких нет. Вторая цель — консолидировать людей, недовольных граждан, вокруг единого кандидата перед предстоящими президентскими выборами. Это не значит, что мы хотим замкнуть людей на себе, просто хотим сказать, что так больше жить нельзя, система не работает. Точнее, она прогнила настолько, что оставаться в таком виде уже не может. Но мы ничего не сможем сделать одни, если люди не присоединятся и сами не начнут высказывать какие-то требования, проводить какие-то действия, чтобы изменить нашу жизнь.Мы посмотрим, как будет в регионах, если «не пойдет», будем думать, что изменить. У нас все происходит экспромтом, мы не пишем длительных программ. Мы такие же граждане, как и все, поэтому мы действуем по наитию.
— Какой город самый активный и наиболее многочисленный по количеству сторонников?
— Ваш город первый на пути нашего следования, активность здесь на самом деле невелика, мы этого ожидали и знали. Но мы надеемся, что те ребята, которые здесь есть, будут работать и дальше. Здесь есть и «Артподготовка», и представители Навального, и все мы взаимодействуем, несмотря на то, что кто-то выбрал другого лидера. Проблем не уменьшилось, и мы должны действовать и все решать вместе. Какой город активнее, смогу сказать только после пробега. Знаю точно, что 22 числа нас ждет Ульяновск, там ребята готовятся серьезно, в Самаре ребята готовятся серьезно, в Оренбурге и Челябинске ребята готовятся серьезно, активные ребята из Екатеринбурга приедут в Челябинск, ребята с Кирова нас ждут.
— После заявления о том, что вы собираетесь стать кандидатом в президенты, в ваших рядах произошел раскол, сторонников убавилось?
— Нам тоже так сначала показалось, что в наших рядах произошел раскол, что людей поубавилось. Но это не совсем так, вернее — совсем не так. Люди просто не поняли этого заявления, потому что мы на тот момент находились в Москве. Нам нужно было логично заканчивать эту фазу стачки. А сейчас мы едем по регионам, чтобы как раз все объяснить. Люди из ОПР не уходят. Кто-то находится в сомнении, но как раз поэтому мы и едем лично пообщаться: вот мы, вот люди. Мы такие же, мы разговариваем на одном языке, поэтому всегда найдем что-то новое и договоримся. Решение об автопробеге было принято даже не мной, а активными членами ОПР. Мы долго обсуждали, я даже сомневался, но мы теперь уже едем и будем двигаться дальше.
— Если введут систему «Платон» для легковых автомобилей, ваших сторонников станет больше?
— Мы всегда говорили о том, что люди не хотят понимать, что «Платон» — это вещь политическая, а не экономическая. Нам говорили, что мы отстаиваем свое, свой карман. Но не надо нас отделять от людей, потому что у нас тоже есть дети, семьи, наши жены — медики, учителя. И все мы живем с такими же проблемами, касающимися ЖКХ, правами на отдых и передвижение. Если введут побор для водителей легковых автомобилей, в наших рядах прибавится. Люди не хотят оценить, на сколько подорожали продукты с момента введения системы «Платон», здесь повлиял и политический, и экономический процесс.
Пока народ отчасти спит, мы и хотим его разбудить. Ведь мы ходим в те же магазины, мы так же теряем. Сейчас происходит работа ради работы, а мы еще жить хотим помимо этого.
— Как вы оцениваете свои шансы стать зарегистрированным кандидатом в президенты, или это не конечная цель?
— Говорят, что во всем нужна тактика и стратегия, но их легко ломает сторона противника. Поэтому мы действуем без тактики и стратегии, спонтанно, но цели у нас серьезные. Задач масса: объединить — это раз, пробить инфополе — два, зарегистрироваться — три, и мы можем это сделать. Если не будет каких-то махинаций и противодействий, мы зарегистрируемся. И это ведь не только от меня зависит, будет работать команда, она и будет прорабатывать дальнейшие шаги. Ведь как поменять жизнь в стране, не знает никто, даже специалисты, мы ни от кого не слышим ответов на этот вопрос. Потому что пока никто не знает, как и что дальше будет развиваться.
«Это мы для отчета»
Отсутствие привычных на таких мероприятиях сотрудников полиции компенсировали женщины-патрульные. Удивленные участники митинга начали задавать им вопросы. Выяснилось, что «патруль действует постоянно долгие годы», но местные активисты услышали об этом впервые. На вопрос, что они здесь делают и кого проверяют, дамы ответили, что сегодняшний рейд — обычное наблюдение за порядком.— Сейчас мы посмотрим все тут у вас, дома напишем отчеты, что все в порядке, спокойно, нарушений нет. И отправим отчет в городскую администрацию.
Затем одна женщина накинула форменную жилетку, другая ее сфотографировала.
— Это нам для отчета, — повторила она. — У вас все спокойно, мы уже уходим.
Кто-то в шутку спросил, что они будут делать, если начнется массовая драка.
— Так у нас нет никаких полномочий, можем только отойти в сторону и вызвать полицию, — призналась женщина с фотоаппаратом. — В нашем патруле в основном пенсионеры. Много пенсионеров, всю жизнь проработавших в органах. Не могут без этого, наверное.
— А вы для чего записались в патруль?
— Ну как же? Выполнить гражданский долг, — ответила рязанка постарше.
Дамы удалились писать отчеты. Покинул свой пост и экипаж ДПС. А опээровцы развернули плакаты с надписями: «Хватит врать, воровать, воевать!» и «Дороги не спасет „Платон“, лишь олигархам нужен он!». Борисов достал флаг ОПР, остальные участники встречи начали раздавать прохожим листовки с девизом «Мы не умеем отступать! Дорогу осилит идущий…» и основными требованиями протестного движения перевозчиков и контактами ОПР.
С плакатами подошли к краю проезжей части и сразу услышали приветственные сигналы водителей «легковушек» и грузовиков, сворачивающих с объездной улицы Магистральной на улицу Октябрьскую.
— Ну вот, а вы говорите, что плохо встречают! — заключил Бажутин.
Небольшой автопоезд ОПР тронулся в путь, на Саранск.