«Платона» не избежать
Те водители большегрузов, которые хотят избежать взимания платы, отключают бортовые устройства во время движения и снова включают перед рамками стационарного контроля, сообщают в правительстве. Новые правила призваны ограничить подобные способы неуплаты и, по мнению чиновников, повысят эффективность системы.
Сейчас дальнобойщики могут внести средства в систему с помощью транспортной карты либо на основании данных бортового устройства. Более 85% зарегистрированных водителей используют бортовые устройства.
Постановление об изменениях в правила взимания платы в системе «Платон» подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.
Теперь система будет автоматически восстанавливать маршрут при одновременном соблюдении следующих условий: протяженность маршрута не превышает 30 км; временной интервал выключений бортового устройства не превышает 1 ч; скорость движения транспорта не превышает 150 км/ч. Также при расчете система будет высчитывать расстояние от последних зафиксированных точек координат.
У некоторых крупных производителей есть свои способы уклонения от оплаты проезда по системе «Платон», полагает председатель профсоюза «Дальнобойщик» Валерий Войтко. «Такие компании договариваются с правительством лично, – рассказывает он. – В то же время малым перевозчикам не стоит ожидать, что крупные предприятия объединятся и пролоббируют свои интересы по этой проблеме официально – им “Платона” не избежать.
В то же время агропромышленные холдинги Краснодарского края уклоняются от оплаты системы. С грузовых автомобилей, принадлежащих ряду этих компаний, удалены все логотипы, номера частично заклеены светоотражающей пленкой».
Сегодня первичный штраф за неоплату проезда в системе «Платон» составляет 5 тыс. руб. и 10 тыс. руб. – при повторном нарушении. В июне 2017 года заместитель главы Росавтодора Дмитрий Прончатов заявил, что штраф для дальнобойщиков, которые не пользуются системой «Платон», может вырасти до 20 тыс. руб. Законопроект находится на рассмотрении в правительстве РФ. Инициатором поправок в КоАП выступило Министерство транспорта.
«Считаю, что правительство примет новый закон Минтранса. К сожалению, законодатели в данном случае игнорируют реальное положение дел в транспортной отрасли. Чиновники не обсуждают свои предложения с участниками рынка, – рассуждает председатель объединения перевозчиков России Андрей Бажутин.
– После ввода системы “Платон” возросла себестоимость грузоперевозок. Дополнительные расходы приходится возмещать перевозчикам, так как заказчики отказываются их компенсировать. В связи с этим продолжает снижаться рентабельность транспортной логистики.
Среднестатистический крупнотоннажный грузовик при годовом пробеге в 100 тыс. км зарабатывает около 500 тыс. руб. На дополнительные расходы, включая оплату “Платона”, тратится в среднем 200 тыс. руб. В итоге одна фура зарабатывает 300 тыс. руб. в год – это 25 тыс. в месяц. Уверен, что именно бастующим перевозчикам удалось приостановить распространение системы “Платон”. Сейчас нет должного уровня собираемости, перевозчики не соглашаются с навязанными им условиями.
Также мы добились того, что Минтранс понизил тариф с ожидаемых 3,05 руб. до 1,91 руб./км. Также власти отсрочили переход системы на легкотоннажные грузовики и легковой транспорт. Уровень штрафов за уклонение от уплаты тоже удалось снизить. Однако этих уступок нам недостаточно – Объединение перевозчиков России требует полной отмены “Платона”. Либо необходимо реорганизовать систему так, чтобы денежные средства собирались исключительно с транзитных перевозок иностранных экспедиторов.
Сейчас мы готовим новые протестные акции. В июле пройдут забастовки в 48 регионах страны».
Не все эксперты согласны с тем, что бастующие дальнобойщики добились успехов в борьбе с «Платоном». «Нет никакого диалога с правительством, думаю, что демонстранты не смогут повлиять на дальнейшие решения чиновников по этому вопросу, так как у них нет достаточных рычагов влияния и нужного количества солидарных участников. Прошедшие весной протестные акции оказались бесполезными. На снижение тарифа до 1,91 руб./км повлияли не выступления водителей грузовиков, а товаропроизводители, которым приходится покрывать расходы перевозчика на “Платон”», – продолжает В. Войтко.
В 50 регионах страны 27 марта 2017 года водители вышли на бессрочную забастовку против повышения тарифов. Отказались от рейсов 10 тыс. владельцев большегрузов. В конце апреля бастующие приостановили самую масштабную акцию, которая проходила в Дагестане.
«В работе «Платона» наблюдается стандартный подход: разделяй и властвуй. Страдать от этой системы будет вся страна. Сегодня в правительственных кругах обсуждается ввод «Платона» на дороги регионального значения, а это 500 тыс. км – в 10 раз больше общей протяженности федеральных трасс», – добавляет председатель профсоюза водителей-дальнобойщиков Александр Котов.
По данным оператора системы «РТ-Инвест Транспортные системы», все собранные денежные средства ежедневно перечисляются в доход федерального бюджета.
Первые собранные средства по итогам 2016 года правительство направило на ремонт 1 тыс. км дорог в 40 городах и регионах, а также на софинансирование строительства и реконструкции 31 моста в 19 субъектах РФ.
Как говорится в материалах компании, по состоянию на 29 июня 2017 года на строительство дорог и мостов выделено 22,9 млрд руб. В дорожный фонд России система сбора платы за проезд внесла 27,9 млрд руб. К «Платону» подключилось 309 384 компании-перевозчика. Зарегистрировано 862 057 транспортных средств. Оформлено 13,1 млн маршрутных карт. Система начала работать с 15 ноября 2015 года.