Грузовики "сладкой" жизни — транспортеры сахарного тростника. Дайджест мирового опыта
«Сладкая жизнь», о которой мы говорим, это, конечно, метафора. На самом деле сбор и транспортировка сахарного тростника не самая легкая работа на свете. И транспорт со специфическими кузовами используется самый разнообразный — от древних грузовиков-ветеранов до современной продукции мировых концернов.
Большинство плантаций сахарного тростника расположены в Южном полушарии, потому почти все базовые грузовики и особенно их надстройки — #Транспортная экзотика для нас. Мы сделали подборку, рассказывающую об основных транспортных тенденциях такого «жанра» сельскохозяйственной отрасли как сахаро-тростнико-водство.
01. Большинство плантаций тростника расположены в не очень богатых странах, потому частенько перевозят его на любом доступном транспорте. Обычный грузовик — старенький двухосный, с простой безбортовой платформой. Эта английская трехтонка Bedford J работает на Маврикии спустя тридцать лет после окончания выпуска.
02. Главной статьей экспорта Кубы тоже был сахарный тростник. И его вывозили всем доступным транспортом. После нашей перестройки, с прекращением поставок советской техники, на Кубе появилось множество «секонд-хэнда». В ожидании загрузки старые Hino HY, переделанные в «тростниковозы» из обычных самосвалов.
03. А это тяжелый транспортер с Филиппин – пятитонный военный американец. Типовой тактический грузовик М55 (удлиненная версия М54) производили фирмы Diamond T, International, Kaiser-Jeep и Mack на разных агрегатах до 1982 года.
04. Во всей Азии, где культивируют эту культуру, очень популярны японские и корейские марки. Неудивительно, что иногда их заказывали и специально, как эту длиннобазную Isuzu Giga, работающую в Индонезии.
05. В Латинской Америке популярны американцы. Наряду с одиночками, для перевозки тростника используются и стандартные тягачи. Этот хозяин-сальвадорец, очевидно, очень любит свой Freightiner FLD 120, за который цепляет трехосный полуприцеп с 25 тоннами сырья.
06. Перуанцы используют грузовики со всего мира, включая «европейцев». Правда, эта капотная Volvo NL собрана в Бразилии. Отличие типового кузова для перевозки сахарного тростника – нечастые решетчатые борта (для уменьшения собственного веса), и огромный козырек над кабиной.
07. Главный производитель тростника на сегодняшний день – Бразилия. Больше трети мирового сахара из него – местного производства. Неудивительно, что именно здесь встречается самый разнообразный «тростниковый» транспорт. Типичный частный грузовик – капотный Mercedes местной сборки с немудреным, кустарно сработанным кузовом.
08. Позже их сменила более современная гамма капотников LS, разработанная на основе «общемировой» серии SK. Причем полного привода ей вовсе не требовалось – достаточно колесной формулы 6х4.
09. В качестве тягачей для таких многозвенных сцепок используются не очень мощные (до 450 л.с.) тягачи с короткими кабинами – ведь плечи перевозки сравнительно небольшие.
10. Бразильский грузовой рынок почти поровну делится между тремя марками: Mercedes, Scania и Volvo. Точно в такой же пропорции они встречаются на перевозке тростника.
11. Причем наряду с тягачами в последнее время грузовики встречаются и в виде погрузчиков, как эта Scania P с одинарной широкой задней ошиновкой (чтобы уверенней работать на полях).
12. Полная масса трехзвенных автопоездов в Бразилии – 56 тонн.
13. Концерн Volvo Trucks предлагает свою гамму VM, разработанную и производимую здесь же (сочетание шведских рам и агрегатов, и кабин от Renault). Полные массы у нее 25-63 т, мощность двигателей: 220, 270, 330 л.с.
14. Еще более широко представлена «рабочая» гамма FM, хорошо известная и у нас.
15. Самые большие и богатые плантации могут себе позволить и старшую FH.
16. А самые большие «тростниковозы» встречаются на дорогах общего пользования в Колумбии. Полная масса этого пятизвенника с тягачом International Paystar – 112 тонн.
Вообще сахарный тростник производят почти все страны Латинской Америки, но среди них есть та, у которой свой, особый, «тростниковозный путь». Ремарка!
Ремарка М-Парка
Как вы думаете, какая это страна? Конечно, Боливарианская Республика Венесуэла. У Венесуэлы, которая входит в первую двадцатку мировых производителей сахарного тростника, почти во всем свой путь, даже часовой пояс свой отдельный. Уникальны для того региона и тягачи для автопоездов, которые использует Венесуэла для транспортировки тростника.
17. А для нас эти тягачи, наоборот, совершенно не уникальны. Около сотни трехосных седельников МАЗ-643008 были поставлены в 2009 году в Венесуэлу для работы на тростниковых плантациях.
Специальные полуприцепы, которые также делал МАЗ, гораздо интереснее тягачей. Конструкция трейлеров абсолютно традиционна для Латинской Америки, но до МАЗа ничего подобного в СНГ никто ранее не производил. Потому как для белорусского, так и для всего отечественного автопрома она — экзотика.
18. У полуприцепа МАЗ-993700 грузоподъемностью 28 т две опрокидывающиеся набок платформы. Это самосвальный полуприцеп, однако гидравликой здесь даже не «пахнет». Выгрузка рубленого сахарного тростника осуществляется через специальные люки.
19. А сами платформы поднимают специальным краном, расположенным в местах разгрузки. Перемещаются платформы по специальным направляющим. Внутренний объем каждой платформы составляет 29 м3.
Сумма того «тростникового» контракта составляла 11 млн. долларов США, а «бодаться» за такой лакомый заказ белорусам пришлось с бразильским производителем «тростниковозов». Тогда был жив Чавес, потому победила дружба. Крепкая белорусско-венесуэльская дружба. Но это был единственный эпизод поставки тростниковозов из СНГ в Южную Америку. Тем он и интересен.
20. Мировая сахарозаготовительная отрасль функционирует круглогодично и круглосуточно. И дряхленькие грузовички-старички, и многозвенные автопоезда с огромными кузовами мчат с плантаций на перерабатывающие заводы и днем, и ночью для того, чтобы сделать жизнь «чуть слаще».
«Чуть слаще» — опять метафора. Сахар входит в состав многих продуктов питания, даже не сладких на вкус. Большую часть нашего сахара получают из свеклы, выращенной в наших же широтах, но тростниковый сахар мы тоже активно импортируем. Так что, отправляясь в гастроном и покупая «вкусняшки» на ужин, мы и не подозреваем, что, вполне возможно, их «микроскопический» компонент был перевезен на экзотическом грузовике по дорогам Южного полушария. Теперь вы знаете какой это мог быть грузовик.