Договор между экспедитором и перевозчиком
Как правило, та организация, что предоставляет услуги экспедитора, также оказывает и услуги перевозки. Поэтому отношения между такой организацией (перевозчиком) и клиентом (заказчиком) регулируются не простым договором перевозки или договором транспортной экспедиции, а чем-то обобщенным.
Согласно ст.785 ГК РФ, по договору перевозки в обязанности перевозчика входит доставка груза, вверенного ему заказчиком, до пункта назначения, а также выдача его уполномоченному лицу. Соответственно, заказчик обязан совершить оплату по условиям заключенного договора. Но это лишь основа юридических отношений. На самом деле, заключаемый договор экспедитор-перевозчик включает в себя множество нюансов.
Например, в обязанности такого универсального перевозчика, также входят и действия по планированию всех операций, связанных с перевозкой, и их осуществление. Сюда может войти обязанность по выбору маршрута, получение необходимых документов, соблюдение формальностей на таможне, проверка качества и количества груза, такелажные работы, уплата различных сборов и пошлин, а также хранение груза (ст.801 ГК РФ).
Но, и заказчик имеет определяемые Гражданским Кодексом обязанности. К примеру, он обязан выдать экспедитору доверенность, если она, конечно, необходима ему для осуществления своей деятельности. Но самое главное, клиент обязан предоставить перевозчику всю необходимую информацию об условиях транспортировки и хранения груза, а также о его свойствах. В случае, если компания перевозчик понесет убытки, связанные с сокрытием заказчиком информации, то заказчик и будет их возмещать. Однако, ГК РФ тут делает оговорку – исполнитель обязан своевременно убедиться в полноте предоставленной информации и затребовать недостающую (ст.804 ГК РФ).
Но, помимо организационных условий, необходимых лишь для начала выполнения перевозки, существуют и обязанности сторон, оговаривающие непосредственно погрузку и доставку груза. Заказчик обязуется обеспечить приемлемые условия для подачи транспорта – пригодные подъездные пути, а также документы, допускающие транспорт к месту погрузки. Кроме того, он же, должен своевременно подготовить груз – обеспечить тару, упаковку, перевозочные документы. В случае, если по каким-либо условиям груз не соответствует требованиям договора экспедитора — перевозчика, то он считается непредъявленным. Помимо этого, в обязанности заказчика входит проверка транспорта на пригодность к осуществлению перевозки, а также состояния груза.
Даже такие обязанности, как погрузка, увязка (закрепление) и укрытие груза должны выполняться, как правило, грузоотправителем или уполномоченным лицом, но под контролем перевозчика. Что касается проблем сроков, то необходимый простой транспорта, чаще всего, составляет 12 часов со времени прибытия под погрузку. В случае превышения данного срока по вине заказчика, им уплачивается штраф, в соответствии с договором. А вот если перевозчик опоздал с предоставлением транспорта более, чем на 6 часов, то штраф выплачивает именно он.
Что характерно для договора перевозки, то, когда транспорт тронулся, заказчик на время освобождается от различных обязанностей. А вот перевозчик выполняет свою деятельность в сроки и на условиях, обусловленных договором. Он, также, предоставляет заказчику всю информацию не только о возникающих проблемах, но и просто о состоянии перевозки.
Что касается выгрузки груза, то тут обязанности сторон почти аналогичные условиям погрузки – от предоставления приемлемых подъездных путей к месту выгрузки до соблюдения сроков выгрузки. А в случае, если под выгрузку предъявляется груз, не соответствующий товарной накладной по качеству или количеству, то должен составляться приемо-сдаточный акт.
Как и в простом договоре транспортной экспедиции, договор экспедитор – перевозчик, может определять возможность предоставления перевозчику права привлечения третьего лица для осуществления его обязанностей, обусловленных договором. Однако данный факт вовсе не освобождает компанию перевозчика от ответственности по договору, заключенному между ним и грузоотправителем. А вот между перевозчиком и третьим лицом может быть заключен другой договор, например, договор перевозки или фрахта.
Кстати, как и при многих других видах юридических взаимоотношений, ни одна из сторон рассматриваемого договора не будет нести ответственности, если условия договора либо невозможно исполнить вообще, либо нельзя исполнить в срок из-за воздействия непреодолимой силы. Имеются ввиду обстоятельства, которых нельзя было избежать или предвидеть: издание законного или подзаконного акта, военные действия, природные катаклизмы и техногенные катастрофы. Разумеется, действия данных сил должны быть подтверждены соответствующей Торговой Палатой.
Однако, существуют также компании, осуществляющие только услуги транспортной экспедиции либо только услуги по перевозке грузов. Но клиенту, как правило, требуется весь спектр услуг по перемещению его груза. Заключив договор с компанией экспедитором, заказчик уже не особо интересуется вопросом непосредственно перевозки. Данная проблема ложится на плечи экспедитора.
Взаимоотношения сторон, в данном случае, будут регулироваться договором между экспедитором и перевозчиком. Скорее всего, это будет просто договор перевозки, предусмотренный ст. 785 Гражданского Кодекса РФ. Но в данном Кодексе имеется еще одна статья, регулирующая похожие отношения – это договор фрахтования или чартера (ст.787). По данному договору одна из сторон (фрахтовщик) берет на себя обязательства по предоставлению другой стороне (фрахтователю), за определенную договором оплату, всю вместимость транспортного средства либо ее часть для перевозки груза. Причем речь может идти и о нескольких транспортных средствах и рейсах.
Кстати, договор между экспедитором и перевозчиком возможен еще и в виде договора аренды транспортного средства. Однако, в данном случае, компания экспедитор должна иметь возможность и сама быть перевозчиком (иметь необходимые лицензии и разрешения). То есть речь тут идет просто о нехватке транспортных средств, для исполнения обязательств перевозчиком.