Кто есть кто в логистике
Для кого предназначена эта статья
Данная статья описывает участников логистических цепочек. В первую очередь, она будет полезна для новичков в логистике.
В какой-то степени, данная статья расширяет терминологию, указанную на странице глоссария, а также мы постараемся расширить описание обозначенных здесь терминов.
Логистический процесс
В большинстве случаев логистический процесс — это доставка из пункта А в пункт Б с выполнением всех необходимых операций, таких как:
— отгрузка со склада отправителя;
— перевозка груза;
— перегрузка;
— таможенное оформление;
— инспектирование груза — взвешивание, проверка количества мест и иные подобные операции;
— складское или терминальное хранение;
— выгрузка груза получателю.
Из всех этих пунктов необязательными могут быть:
— инспектирование груза (отправитель имеет хорошую репутацию, и его не нужно перепроверять);
— перегрузка (груз может от начала и до конца перемещаться в одном и том же контейнере).
Соответственно, на каждом участке с грузом работают специалисты, компетентные в большей степени в требуемой области.
За отгрузку для отправки и за прием перевезенного груза отвечают, соответственно, отправитель и получатель. Здесь все понятно. Ниже поговорим о других участниках логистической цепочки. Начнем с перевозчиков и экспедиторов, поскольку эти понятия тесно связаны друг с другом.
Перевозчик и экспедитор
Перевозчик — это лицо, которое каким-либо образом владеет транспортным средством и производит перевозку, за которую берет ответственность. Это конечный исполнитель при перевозке груза. Услуга перевозчика может быть продана как конечному клиенту, так и экспедитору.
Экспедитор (в автомобильных грузоперевозках диспетчер) — это лицо, которое берет на себя ответственность за реализацию логистической цепочки (которая включает не только перевозку) и продает такую реализацию конечному клиенту.
Разница между ними заключается в том, что в поле ответственности перевозчика входит контроль за тем, например, как крутятся колеса, сколько топлива в баке, квалифицирован ли водитель. В случае с морским судном — это следование курсу, договоренности с морскими портами и другие нюансы перевозки.
Экспедитор же следит за тем, чтобы услуга перевозчика была выполнена качественно и в срок наряду с другими этапами логистической цепочки.Грубо говоря, экспедитор зачастую контролирует весь логистический процесс. При этом, разумеется, в его ответственность не входят вопросы, связанные с горючим, квалификацией водителя и аналогичными вопросами.
В случае, если перевозчик берет на себя ответственность за реализацию других этапов логистической цепочки, то такой перевозчик переходит в разряд экспедиторов.
Онлайн-посредники
В свете развития сети Интернет можно наблюдать появление и дальнейшее развитие различных онлайн-посредников. Их появление является результатом развития человечества и попытками упрощения и формализации сложных логистических процессов.
На сегодняшний день таких онлайн-посредников можно разделить на следующие категории:
Онлайн-биржа — юридическое лицо, которое помогает найти добросовестного перевозчика или экспедитора. Пример биржи — Ларди-Транс.
С тем, с кем в итоге познакомила биржа, впоследствии необходимо заключить договор на перевозку или транспортно-экспедиционное обслуживание в зависимости от того, перевозчик это или экспедитор.
Логистический посредник — юридическое лицо, которое может брать на себя функции экспедитора. Условно говоря, в два клика вы можете получить у него ставку, а также заказать выбранную перевозку. Для сотрудничества необходимо будет заключить договор на транспортно-экспедиционное обслуживание. Пример такого посредника — freightos.com.
Таможенная очистка
Таможенная очистка груза — это задача таможенного представителя или экспедитора, наделенного функцией таможенного представителя.
Таможенная очистка — это отдельный бизнес внутри логистики, связанный со сбором информации о грузе, расчетом таможенных платежей, оформлением разрешительных документов а также решением иных сопутствующих вопросов. В реалиях бывшего СССР таможенная очистка — достаточно затратное по нервам мероприятие, которое продолжает зависеть от места таможенной очистки и личных договоренностей.
Однако в последнее время и здесь наметились положительные тенденции в виде электронного документооборота, а также таможенного оформления с помощью центров электронного декларирования.
Зачем нужно инспектирование груза
Инспектирование груза может потребоваться на различных этапах логистической цепочки. Это может быть нужно перед отгрузкой со склада отправителя, чтобы убедиться в соответствии между заявленными параметрами груза, а также его фактическими характеристиками. Это своего рода страховка от недобросовестности продавца товара — сравнительно небольшая оплата услуг инспектора и его отчет дают гарантию того, что сделка прошла честно.
Помимо отгрузки, инспектирование может также потребоваться в процессе перевозки. Это может быть вызвано разными причинами. В этом случае подобные услуги оказывают консолидационные склады, а в морских портах — тальманы. Результатом оказания услуги также является отчет.
Для целей таможенной очистки, характеристики груза должны соответствовать данным, указанным в транспортно-сопроводительных документах. В противном случае, получателя груза может ждать административное или даже уголовное делопроизводство. Избежать подобных неприятностей как раз помогает
инспектирование груза.
Почему на свете так много экспедиторов
Для этого есть как минимум две причины.
Экспедиторский бизнес сравнительно проще бизнеса перевозчиков, поскольку не предполагает обязательное владение транспортными средствами;
Поскольку экспедитор несет ответственность за “сборку” логистической цепочки из комбинации маршрутов перевозки, пунктов таможенной очистки, хранения и обработки груза, то он может предоставлять несколько вариантов доставки груза. Обслуживание каждой такой цепочки — это сложная процедура, для обслуживания которой требуются специалисты. Это, в свою очередь, порождает возникновение большого количества экспедиторских компаний.
Вместо вывода
Как видно выше, практически любая логистическая цепочка состоит из нескольких звеньев, которые должны органично работать и предлагать качественный продукт.
Также хочется добавить, что современная логистика продолжает свое развитие вместе с человечеством, адаптируясь под изменяющиеся требования времени. Появляются новые маршруты, вчерашние сверхвыгодные транспортные коридоры теряют привлекательность, а невыгодные ранее способы перевозки вдруг становятся сильно востребованными. Одной из задач современного логиста является способность к отслеживанию таких тенденций и готовность предложить клиенту старую услугу с новыми привлекательными опциями.