Эксперт об экспедиторском страховании: «Минтранс уже более 10 лет наблюдает и ржет…»
Запретить страхование экспедиторской ответственности перевозчиков грузов предложила транспортная компания Traft, которая обратилась в Госдуму с такой инициативой, сообщает RT. Законодатели, в свою очередь, планировали рассмотреть возможность отмены и обсудить этот вопрос с представителями Центробанка и Минфина до конца марта. Информации, что они это сделали, пока нет.
Несмотря на рост популярности страхования ответственности экспедитора под давлением грузовладельцев, ситуация складывается так, что при наступлении страхового случая (по мнению перевозчиков) страховые компании считают, что страховой случай отсутствует на вполне законных основаниях и отказывают в компенсации, а если и платят, то только тем клиентам, в сотрудничестве с которыми очень сильно заинтересованы.
Страховщики не скрывают, что все чаще и чаще клиенты обращаются к ним для оформления полисов страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов. Например, «Ингосстрах» на протяжении нескольких лет лидирует на российском рынке в таком виде страхования. По данным компании, «сегодня практически каждый четвертый перевозчик или экспедитор застрахован у нас». Однако информации о количестве отказов в возмещении потерь нет. «Он, как все, платит – только пока ему выгодно», – пояснил «Логирусу» Владислав Артамонов.
Минтранс в курсе сложившейся ситуации. Так, по словам собеседника, проект закона об обязательном страховании ответственности перевозчика был включен в план законопроектной деятельности министерства еще в 2010 году. Принятие такого документа позволило бы «нивелировать “синдром ВСК”».
– Эта страховая компания продавила через суд, что страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом, но если не введено законом, то и выплат никаких быть не может. То есть деньги за полис страхования ответственности они взяли, а платить не стали, – отсылает Артамонов к своим записям семилетней давности.
Увы, такая лазейка в законодательстве есть и по сей день, посетовал собеседник «Логируса». Добиться выплат через суд крайне проблематично. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа еще в 2006 году постановил: «Поскольку законом не предусмотрено страхование риска ответственности за нарушение договора перевозки, то договор страхования <…> является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации как противоречащий пункту 1 статьи 932 Гражданского кодекса Российской Федерации».
Traft предлагает запретить страхование ответственности экспедитора. Минтранс планировал, наоборот, законодательно закрепить такой вид страхования. Есть ли однозначное решение?
– На самом деле проблема гораздо глубже, – считает Владислав Артамонов. – Она заключается в неспособности Минтранса стандартизировать процесс перевозки, установить четкие и прозрачные правила.
Собеседник «Логируса» полагает, что необязательно отменять. «Нужно выбрать одно из двух. Враскоряку стоять неудобно. Мы корячимся… Минтранс уже более 10 лет наблюдает и ржет…», – отметил Артамонов.
Исправить ситуацию чиновникам мешают лень, отсутствие компетенции и «заинтересованности» – «никто им, бедным, не заносит», полагает собеседник «Логируса». «Стандартный набор коррупционера-чиновника», – подытожил Владислав Артамонов.