На днях могут принять новую модель развития грузоперевозок? В чем ее смысл? Разбор
Что произошло?
Целевая модель рынка железнодорожных грузоперевозок может быть согласована уже на этой неделе. Разосланная Минэкономики новая версия, теперь до 2021 года, почти не отличается от предыдущей, против которой активно возражало ОАО РЖД. Но теперь, говорят источники «Ъ», позиция монополии смягчилась. источники сообщают, что доходы РЖД продолжают падать.
А в чем принципиальные отличия от предыдущей модели?
На самом деле, принципиальных отличий нет. Они только второстепенные: выделение локомотивной составляющей в тарифе ОАО РЖД, обособление инфраструктурной и перевозочной деятельности с возможностью в перспективе разделить их в организационно-правовой плоскости, необходимость провести пилотный запуск локальных перевозчиков на 10-20 маршрутах.Предусматривается возможность для ОАО РЖД предоставлять частным инвесторам в инфраструктуру право приоритетного доступа и использовать механизм take-or-pay. Говорится о том, что строительство новых или расширение старых линий должно идти за счет выгодоприобретателя — как владельца инфраструктуры или государства, так и грузоотправителя. Сохраняется идея создать механизм, позволяющий ОАО РЖД сократить затраты на содержание малоинтенсивных линий, а выгодоприобретателю, в том числе коммерческой организации или местным властям,— взять финансирование на себя.
А что у РЖД все настолько печально?
Именно так. сейчас у ОАО РЖД нет достаточной тарифной выручки, говорит источник «Ъ», знакомый с ситуацией, поэтому предлагается скрытое повышение тарифов. Он отмечает также, что инвестпрограмма ОАО РЖД на 2018-2020 годы не утверждена, при этом в бюджете на 2017-2019 годы расходы на железнодорожную инфраструктуру резко сокращены: «Велик шанс, что ни у государства, ни у ОАО РЖД не хватит денег на все работы. Это создает дополнительные риски для грузовладельцев, прежде всего, заинтересованных в развитии Восточного полигона».
Автор: Дмитрий Симонов Фото: Bglogist