Оброк или благо: весь смысл "Платона" в четырех строчках
«Платон» это новые дороги, выход отрасли из тени и скидка на страховку? Или это рост цен в магазинах, скачок инфляции и разрушение малого бизнеса? Мы собрали все аргументы «за» и «против» системы. А вот чья позиция ближе, дело сугубо личное.
Почему «Платон» как кость в горле?
1. Рост цен на товары в магазинах
1. В 2014 г. против предложенных Минтрансом цен выступила Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, аргументируя тем, что введение платы приведет к
росту цен на перевозимые товары. В октябре 2015 г. 20 компаний написали письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой пересмотреть тарифы с учетом «экономической ситуации», а в ноябре по России прокатилась волна акций протеста дальнобойщиков. В результате за неделю до запуска «Платона» правительство постановило ввести «льготный» тариф в 1,53 руб./км. А в конце 2015 г. Госдума уменьшила штраф за неоплату проезда с 450 000 до 5000 руб. Позже решением президента для пользователей «Платона» был отменен транспортный налог.
2. Рост стоимости перевозок
Повышение платы будет «ударом для рынка», считает Денис Захаров, руководитель отдела междугородных автомобильных перевозок Itella в России. «Сейчас перевозчики более-менее привыкли к «Платону» и освоились в расчетах авансовых платежей для оплаты проезда. Если тариф вырастет в 2 раза, то нужно будет и авансовые платежи увеличивать в 2 раза,
стоимость перевозки в итоге может вырасти еще на 4–8% и спровоцировать очередной скачок цен на товары», – объясняет он. Максим Бочков, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic, опасается, что с ростом тарифов трафик пропорционально перейдет на локальные трассы, которые из-за этого станут быстрее изнашиваться.
3. Скачок стоимости перевозки сырья
Крупные продовольственные объединения уже обратились к вице-премьеру Аркадию Дворковичу с просьбой отложить повышение тарифа. «Расчеты по поводу незначительного увеличения цены не совсем корректны:
нужно учитывать цену не только перевозки готовой продукции, но и сырья, упаковки, кормов для животных и другие компоненты. В этом случае подорожание ощутимо», – говорит председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко.
4. Недобросовестная конкуренция
Не все зарегистрированные пользователи
оплачивают проезд добросовестно, считает директор «Роспродсоюза» Дмитрий Востриков, а повышение тарифа будет способствовать уходу грузоперевозчиков в тень, и добросовестные участники рынка продолжат платить за недобросовестных еще больше.
«Платон» — это новые дороги, экономия на страховке и отслеживание машин
1. «Платона» легализует рынок логистики
Одним из косвенных эффектов введения «Платона» стала
легализация рынка логистики. «Необходимость регистрироваться и платить сбор фактически выводит с рынка большинство серых перевозчиков, которые не платили налогов, нарушали установленные правила грузоперевозок и эксплуатации грузовиков, составляя основную массу недовольных», – говорит представитель Росавтодора. Для крупных и средних компаний система «Платон» уже оказала «неоценимую услугу», считает он: начала устранять с рынка недобросовестных конкурентов, которые демпингуют.
2. Строительство и ремонт дорог
10,8 млрд руб., по данным Росавтодора, было направлено туда, где дороги находятся в самом критическом состоянии. В 40 городах и регионах ремонт уже закончили: например, на Алтае, в Калмыкии, Карелии, Пермском крае, Волгоградской области, а также в Сыктывкаре, Архангельске, Владимире, Калуге, Кирове, Орле, Омске, Ростове-на-Дону, Рязани, Самаре, перечисляет представитель Росавтодора. В Петрозаводске, например, на средства от «Платона» отремонтировали почти половину всех городских улиц.
2. «Платон» поможет сэкономить на страховке 5 млрд
Польза от «Платона» для участников рынка — в сокращении затрат. Причем и грузоотправителей, и грузополучателей. 87% российских 12-тонников (грузовиков массой свыше 12 тонн) оснащены бортовыми устройствами, которые получают в безвозмездное пользование. Поэтому система предлагает им услугу «умное страхование». Полмиллиона автомобилей, подключенных к системе, сразу смогут воспользоваться этой услугой. Внедрение сервиса будет означать снижение цены страхования: потенциальный размер
экономии для всех перевозчиков может составить до 5 млрд руб.
3. Мониторинг машин
Платной для пользователя может быть услуга мониторинга транспортных средств — это еще один сервис, который востребован рынком. Да, в некоторых компаниях уже стоит аналогичная система, позволяющая
отслеживать расход топлива и местоположение автомобиля. Но «Платон» может обеспечить такую услугу в разы дешевле, чем в сторонних компаниях. У «Платона» есть конкуренты на этом поле? Например, государственная автоматизированная информационная система ЭРА-ГЛОНАСС? — У ЭРА-ГЛОНАСС другая основная задача — безопасность, спасение жизней. При этом у них нет контрольной инфраструктуры на дорогах.
Фото: ДорИнфо
Источник: Ведомости