Истории. Бывший милиционер, а сейчас - грузоперевозчик: "Живу в общаге и мечтаю об Америке"
«За те гроши, которые платят на фирмах штатным сотрудникам за грузоперевозки, я работать не буду», — подумал минчанин Александр и решил, что будет самостоятельно оказывать услуги грузового такси. С чего все начиналось, сколько заказов, и от кого они поступают, как за это платят, 36-летний ипэшник рассказал AUTO.TUT.BY.
— После школы я поступил в вуз на юридическую специальность. В будущем представлял себя успешным юристом. Мечты не сбылись — вчерашних выпускников не хотят брать на такие ответственные должности, — рассказывает Александр.
Помыкавшись в поисках работы после вуза, Александр решил пойти на службу в милицию. Более трех лет парень работал участковым милиционером: разбирал супружеские скандалы, наказывал хулиганов и дебоширов, ходил по притонам.
— Не мое это было. Считаю, что годы службы в милиции — загубленное время, я потерял там свою юридическую квалификацию, хотя глаза на многие вещи у меня открылись. Своего будущего в органах я не видел, поэтому решил уволиться.
Стоит отметить, Александр решил, что благами, которые он мог получить от родителей, пользоваться не будет и в жизни добьется всего сам. Даже из благоустроенной квартиры ушел жить в общежитие.
— Хотелось зарабатывать много денег, поэтому устроился кузнецом на частную фирму. Это была хоть и хорошо оплачиваемая, но самая тяжелая работа, которую я видел. За три года я здорово подорвал свое здоровье. Подумал — надо уходить, пока не поздно.
После была работа в частной фирме и практический опыт в продажах и грузоперевозках, которого было достаточно, чтобы открыть свой маленький бизнес — торговлю пиломатериалами. Для этих целей он зарегистрировал ИП и купил шестикубовый Renault Trafic. Дело было выгодным всего два года — демпинг цен на рынке заставил свернуть бизнес.
— В 2012-м, когда с пиломатериалами дело было завершено, я размышлял, чем бы заняться. Под окном стоял невостребованный бусик, и я решил попытать счастья с грузоперевозками.
Идти в штат какой-либо фирмы Александр не хотел: везде предлагали маленькую зарплату, компенсацию за бензин и в лучшем случае оплату мобильного телефона, а вот амортизация машины ложилась на плечи ее владельца — и это значительные суммы. Поэтому ипэшник решил не работать «на дядю» и сам забросил в интернет несколько объявлений о грузоперевозках.
Александр признался, что последовавшая за этим ответная реакция была неожиданной: шквал звонков от заказчиков! Услуга была настолько востребованной, что ездить предпринимателю приходилось днем и ночью. Доход Александра составлял тогда значительную сумму. Всего за три месяца были собраны деньги на другую машину.
— О том, чтобы купить другой бусик, я уже задумывался, но все не находил подходящий вариант. Мне нужна была машина с короткой базой. Я считаю заблуждением, когда люди стремятся для таких целей купить машину побольше и подлиннее: не у всех клиентов переезд происходит в больших объемах. К тому же по нашим дворам на длинной машине трудно маневрировать, а если перевозка происходит ночью (что тоже не редкость), когда все заставлено личными авто, то на большой машине есть риск застрять там надолго.
Нужная для перевозчика машина нашлась в Бресте: цельнометаллический грузовой Renault Master 1999 года выпуска за 7000 долларов. Турбированный двигатель объемом 2,8, с общей массой 3,5 тонны, хорошим, не сгнившим кузовом, короткой базой и высокой крышей. Удобством для работы было еще и наличие сдвижной боковой двери в грузовом отсеке.
К сожалению перевозчиков, уже работающих на рынке, с 2013 года конкуренция в этом сегменте значительно увеличилась. Причиной тому послужило принятие президентского декрета № 6, который в числе ряда преференций давал и налоговые льготы жителям средних, малых городских поселений и сельской местности при ввозе в Беларусь иностранных автомобилей.
— Бусов появилось очень много. На селе перевозить было нечего, поэтому перевозчики оттуда рванули в столицу. У нас сократилось количество заказов, а стоимость на грузоперевозки упала.
Если в начале 2013-го Александр выполнял не меньше 10 заказов в сутки, то сейчас в лучшие дни — не больше пяти.
— Сезон для грузоперевозок — это лето и зима. Летом люди делают ремонты, поэтому часто просят перевезти стройматериалы, технику, мебель. Зимний всплеск на заказы ожидается перед новогодними праздниками. Вообще, перед большими праздничными днями клиентов больше — люди покупают крупногабаритные подарки своим родным и близким.
Вызывают грузоперевозчиков в любое время суток. Ипэшник говорит, что нормально к этому относится — заказов сейчас не так много, чтобы отказываться от них по ночам. Когда раздается звонок ночью или ранним утром, предприниматель сразу берет трубку (телефон и днем и ночью лежит рядом), старается говорить бодрым голосом, чтобы клиенты не подумали, что он только что оторвал голову от подушки, хотя именно так чаще всего и бывает.
— Почему переезжают ночью? Истории у всех разные. Очень часто это поссорившиеся супруги, которые в эмоциональном состоянии начинают делить свое имущество и уезжать к родителям. Бывало, что ночные заказчицы — это девушки легкого поведения, которых застукали за обслуживанием клиента в съемной квартире хозяева и дали несколько часов на ее освобождение. Возил и стюардесс, у которых время расписано по часам и переехать они могли только ночью.
Александр отмечает, что работать с физлицами непросто — все люди разные, к каждому нужен свой подход и свое обращение. Тут важны интуиция и знание психологии, чего после работы участковым Александру не занимать.
— Иногда люди заказывают перевозку, потом их планы меняются, но они не считают нужным об этом предупредить. Из-за этого теряешь время и деньги. При выполнении заказа я анализирую все моменты: от первого телефонного звонка до наблюдения за поведением заказчика и оценки предметов, которые перевозятся. Есть контингент, с которым можно работать только по предоплате или вовсе отказаться от такого заказа.
К «стремным» заказчикам Александр относит цыган: от них ждать можно любого экстрима.
— Просили как-то перевезти продукты на свадьбу в кафе. Приезжаю, а под подъездом стоят человек пятнадцать цыган: все с тазиками, кастрюльками, мешками с закусками. Я открыл задние двери фургона, думая, что они поставят свой груз, и я поеду, а эти люди вместе с деликатесами залезли в грузовик и скомандовали: «Закрывай, поехали!». Часто цыгане не хотят платить за перевозку. Было, что после выполнения услуги мне вместо денег газетку горящую под машину подкидывали и ножиком угрожали. В том случае расчет от клиента я получил с помощью милиции.
Есть у Александра опыт работы и с юридическими лицами, здесь тоже имеются свои подводные камни.
— Фирмы не хотят работать по предоплате, у меня не было ни одного такого расчета. Очень часто есть конторы, которые «кидают» и вообще не оплачивают заказ. В этом случае мне очень помогает юридическое образование — я знаю, на что можно надавить, чтобы получить расчет. Но неплательщики есть и у меня, думаю, и у моих коллег тоже.
Часто клиенты, заказывающие перевозку, не хотят доплачивать за грузчиков и считают, что водитель-перевозчик сам разгрузит фургон и поднимет груз на нужный этаж.
— Я всегда уточняю у клиента, нужен ли грузчик, мне говорят — «нет». Приезжая на место разгрузки, оказывается, что «все сотрудники компании — это беременные женщины» и разгружать машину они не могут. В таком случае я могу развернуться и вернуть груз туда, где его брал. Я не злобствую, просто в первую очередь я водитель, а не грузчик. Что с меня будет, если я разгружу тонну груза, а потом уставший сяду за руль и поеду дальше по заказам. Не думаю, что это лучшим образом скажется на безопасности дорожного движения.
Александр признается, что он общительный и компанейский, в пути может рассказывать грузчикам анекдоты, но через пару минут, в процессе работы, может «железным» голосом прикрикнуть и покомандовать, если его работники что-то делают не так.
Благодаря своему маленькому бизнесу Александр «не то чтобы может позволить себе все, что душа желает», но, как он сам отмечает, живет нормально. Как ипэшник он уплачивает единый налог и делает выплаты в ФСЗН. Даже если в машине ничего не ломается, около 50 долларов в месяц он отдает на ее обслуживание. Несмотря на то что постоянных клиентов у Александра много, рекламу на 250−300 долларов давать приходится. Минимальный «чистый» доход Александра в месяц — около 1200 рублей.
— Я по-прежнему живу в общежитии, сейчас уже вместе с супругой. К сожалению, о собственном жилье приходится только мечтать. На остальном я не экономлю. В комнате сделали свой ремонт, есть вся необходимая бытовая техника. Легкового автомобиля у меня нет — нет такой необходимости, хотя позволить купить себе его я могу. Кушаем мы нормально — в основном это натуральные продукты. Но в то же время я могу во время работы заехать на обед в недорогую столовую. Одеваюсь в магазинах ЦУМ и ГУМ. В отпуск ездил в Крым, на дачу, несколько раз бывал в Европе.
Несмотря на трудности в работе, сворачивать свою деятельность Александр не планирует, но и расширять — тоже.
— У меня есть все водительские категории, мог бы при желании купить бусик побольше, но делать этого не буду. Во-первых, заказов и так мало, во-вторых, тогда я «попаду» на оплату проезда по платным дорогам, а это большой удар по доходу.
Есть у Александра одна мечта — поехать в Америку, посмотреть, как там живут и работают люди, возможно, что-то почерпнуть для своего бизнеса.
— Говорят, «хорошо там, где нас нет». Но, мне кажется, если удастся попасть в США, у меня появятся идеи для развития новых направлений. А пока живу как есть.