Пыль дорог: один день с дальнобойщиком из Европы
Быть дальнобойщиком в Европе — тяжелый труд или привилегия? Чтобы выяснить это, корреспондент «МИР 24» провел один день с рабочим из Нидерландов. Оказывается, чтобы заниматься дальнобоем, одного лишь среднего образования мало, за превышение разрешенной тахографом скорости водители платят из своего оклада, а граждане Восточной Европы получают в два раза меньше, даже работая на крупную престижную компанию.
Рабочий день Брайна начинается в 6:00. Сперва надо забрать грузовик со стоянки и установить маршрут. В Европе дальнобойщик уже давно не просто водитель. Чтобы работать в престижной европейской компании, недостаточно просто быть опытным водителем. Иногда руководители фирм предпочитают брать на работу сотрудников, которые могут совмещать как функции водителя, так и менеджера, поэтому встретить дальнобойщика с высшим образованием здесь не редкость.
По словам Брайна, выходцам из Восточной Европы и стран Прибалтики работать в голландских, немецких или скандинавских фирмах сложно. Даже если в компанию их все-таки приняли, часто «на принцип» идут руководители фабрик, фермеры и производители товаров.
«В странах Бенилюкса: Бельгии, Голландии, Люксембурга, а также в Германии и Скандинавии, у поляков, латвийцев, литовцев, румын и других восточных европейцев плохая репутация. С одной стороны, наши компании хотят сохранить рабочие места для своих граждан, с другой — я знаю действительно плохих водителей, которые не следуют всем рабочим правилам. Если поляк, например, приезжает на голландскую фабрику, хозяин в первую очередь спрашивает его паспорт. И даже если водитель говорит на хорошем голландском, ему ответят: «Я не спрашиваю, на каком языке ты говоришь, я прошу показать тебя паспорт». Тогда его просто развернут и отправят обратно», — рассказывает дальнобойщик.
Но если все-таки дальнобойщиков из других стран принимают, и им удается справляться с работой, то платят им в разы меньше. А выходцам из стран Азии в десятки раз.
«Есть компании, которые нанимают дешевую рабочую силу, но платят им гораздо меньше. Вот, например, филиппинцам, вообще в десятки раз. Всего 250 евро за месяц. Часто их отправляют на очень дальние рейсы, например, в Финляндию. Если туда поедем мы, то это будет стоить работодателю даже дороже нашей стандартной оплаты».
Брайн вставляет карточку в топограф, контролирующий скорость. В Европе грузовикам нельзя превышать 85 километров в час, в случае нарушения — водителю вычитают штраф из зарплаты. Почти все грузовики в компании новые: лаковый салон, комфортабельные сидения и кровати. Есть холодильник, микроволновка и даже мини-бар. Пить любимое пиво на стоянке после работы не запрещено. Сегодня мы едем по маршруту Нидерланды-Германия-Бельгия-Нидерланды.
На вопрос о том, в чем секрет местных грузовиков, которые не портят дороги, дальнобойщик смеется и говорит, что они дороги портят точно так же, как и в России. Все дело в том, что грузовому транспорту можно ездить далеко не везде. Правда, после открытия лагерей для беженцев маршруты приходится менять.
«Когда в Европе появились лагери для беженцев, нам запретили останавливаться рядом с ними. Дело в том, что раньше они запрыгивали на грузовики, чтобы незаконно пробраться в города. Сейчас, когда проезжаешь мимо них, они закидывают нас камнями», — смеется Брайн.
Загрузка и разгрузка товара почти полностью автоматизированы. На большинстве предприятий, на которые мы приезжаем, Брайн все делает сам. Никакая ручная работа не нужна: нужно только знать, как правильно присоединить трубы, когда и с какой силой включать и выключать насосы. Весь товар сам поступает в трейлер грузовика.
На одной из фабрик администратор над нами шутит: «Это девушка приехала с тобой или тебе пришлось приехать с девушкой?». Нас приглашают на кухню и говорят, что в холодильнике большая коробка с тортом, был какой-то праздник, и мы можем съесть с кофе или чаем, сколько в нас влезет.
Рассказываю Брайну про популярность «ночных бабочек» на российских трассах и спрашиваю, как часто пользуются их услугами дальнобойщики в Европе.
«У нас есть шутка: «У дальнобойщика в каждом городе есть любимая». Что касается проституток, то везде по-разному. Например, в Голландии, несмотря на то, что у нас это легально, рядом со стоянками нет борделей. А вот в Германии ситуация обстоит иначе: там их можно встретить рядом со стоянками. Я работал в Канаде, вот там их очень много, как на стоянках, так и на трассах», — рассказывает о своем опыте мой спутник.
Гораздо прибыльнее интимных услуг оказывается работа в кафе и гостиницах для дальнобойщиков. Водители предпочитают останавливаться там, чтобы немного отдохнуть и затем, с новыми силами, набрать еще несколько оплачиваемых часов. Можно выбрать несколько услуг: например, просто поужинать за 25 евро и помыться, переночевать в грузовике или в гостиничном номере. Суточные, которые выдает компания, покрывают эти расходы с остатком.
Тем временем на фабрике в Бельгии у нас возникла проблема. Работники компании, которая производит корм для животных, поторопилась и слишком рано заказали доставку. Продукт пришлось погружать теплым, а так как температура на улице +20, то товар прилип к трейлеру, и теперь его надо выгружать обратно. Производители не только потеряли 20 тонн корма, но и крупную сумму денег: теперь им придется заплатить вдвойне — за погрузку и разгрузку.
После введения российских санкций местные фермеры стали нервными. На то, как плохо идет бизнес особенно жалуются производители молока и свинины.
«Сейчас дела идут немного лучше, чем год назад. Тогда было совсем плохо. Очень сильно упали цены на молоко. Низкие цены при очень большой конкуренции сохраняются на свинину. Даже несмотря на то, что она у нас популярна, ее просто некуда девать. Особенно страдают мелкие предприниматели, которые поставляют не сырье, а готовые продукты, так как они дороже», — отметил Брайн.
Рабочий график дальнобойщики могут регулировать сами, вопрос только в деньгах. Чем больше часов работаешь и чем больше выполняешь заказов, тем больше получаешь. Именно поэтому водители предпочитают ночевать в грузовике по пять-шесть ночей в неделю. Но всего рабочих часов может быть не более 15 в сутки. В праздничные дни – часы оплачиваются в двойном размере, работа в субботу – в полтора раза прибыльнее, чем с понедельника по пятницу.
Сегодня у Брайна запланирован семейный ужин. Об этом он пишет в SMS шефу и уходит домой в пять часов вечера.