С маркетплейсами за логистический сегмент e-commerce конкурирует "Почта России".
В международную онлайн-торговлю оператор встраивается достаточно успешно, его доля в несырьевом экспорте — 90% посылок. На внутреннем рынке ситуация сложнее. Основная часть отправлений из интернет-магазинов — это маркетплейсы (70%), у которых собственные логистические службы.
С «Почтой России» они готовы кооперироваться только там, где у них нет своих мощностей. Объем этого рынка в прошлому году мог составить от 80 до 140 млрд рублей. И здесь «Почта» вступает в борьбу с независимыми службами доставки: СДЭК и др.
По хорошему, ей следовало выходить на этот рынок еще несколько лет назад. Тогда у нее был шанс стать здесь ключевым игроком. Сейчас всё гораздо сложнее — e-commerce растет и никто не хочет уступать свой кусок пирога. Ежегодно в логистическую инфраструктуру вкладываются огромные средства.
Но поскольку в целом у маркетплейсов она все еще развита недостаточно, у «Почты» есть шанс. Недавно запущенный проект (https://t.me/gruz0potok/2168) drop-off пунктов, существенно повышающих скорость доставки в сравнении с онлайн-площадками — как раз попытка закрепиться на этом рынке.
Насколько успешной она окажется, сказать сложно. Максимально широкая сеть удобно расположенных пунктов отгрузки заказов («первая миля») может привлечь интернет-магазины и их клиентов, сталкивающихся с дефицитом логистических мощностей. Но и маркетплейсы на месте не стоят, активно инвестируя в свою доставку.
Самые большие сомнения вызывает способность «Почты» создать удобный сервис для малого и среднего бизнеса в условиях жесткой конкуренции (которой у нее практически нет на международных отправлениях).