Белорусский дальнобойщик рассказал, как нарушил самоизоляцию. И почему не согласен с размером штрафа
Артур — грузоперевозчик. У него свой автомобиль, и мужчина, по его словам, сам себе директор, водитель, слесарь и бухгалтер. Недавно, вернувшись из очередной заграничной поездки, Артур получил официальную бумагу — «Требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции».
В течение 14 календарных дней водитель должен был находиться дома, соблюдая установленные правила. В последний день этого срока он нарушил карантин: говорит, была необходимость. Наказание оказалось неотвратимым, да и штраф дальнобойщик получил немаленький. Как теперь он оценивает то, что произошло?
Домой из-за границы
— В последнее время я езжу в основном в Украину. Заграница это или нет — я не знаю, как скажете, так и будет, — шутит Артур. — Ну заграница, конечно, раз контроль проходить надо.
В пункте пропуска «Новая Рудня» водитель получил документ — «Требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции». Раньше таких бумаг не выдавали.
— Там и написано-то два слова: разъясняется, что в течение 14 дней я обязан находиться на самоизоляции, в противном случае штраф в размере до 50 базовых величин или даже уголовная ответственность. По-простому мне на словах объяснили, что в магазин или аптеку сходить можно, но только в маске, в перчатках. И на этом все — никаких прочих перемещений. Бумагу дали и отправили — поезжай.
Для дальнобойщика 14 дней в самоизоляции означают 14 дней простоя.
— Мне же больничный лист не выдал никто, жизнь продолжается. На мне кредит, на мне другие выплаты, финансовые обязательства перед налоговыми органами — как с этим быть? Мне же никто не сказал, мол, посиди две недели дома, изолируйся на здоровье, можешь пока ничего не платить. Как бы не так: налоги платить обязан, а работать не могу.
Законодательная база
Обязательную самоизоляцию в Беларуси ввели лишь в отношении некоторых категорий граждан, что закреплено постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 апреля 2020 года №208 «О введении ограничительного мероприятия». В нем указано, что самоизоляция — это система мероприятий, обеспечивающих изоляцию (в домашних или иных условиях) лиц, прибывших из эпидемически неблагополучных стран, либо лиц, которые имели или могли иметь контакты с лицами, имеющими инфекционные заболевания, и (или) лицами — носителями возбудителей таких инфекционных заболеваний, и (или) лицами, находящимися в стадии выздоровления после перенесенных инфекционных заболеваний.
Соответственно, выделены три категории, которые подлежат самоизоляции:
те, у кого подтвержден COVID-19;
те, кто является контактом первого (в течение 14 календарных дней с даты последнего контакта) или второго (при наличии одного или нескольких респираторных симптомов) уровня;
а также лица, прибывшие в Беларусь из стран, в которых регистрируются случаи инфекции COVID-19.
Артур подпадал под третью категорию, хотя есть и оговорка. Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 25 марта 2020 года №171 «О мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом COVID-19» определено, что эта мера не распространяется среди прочего на водителей транспортных средств при выполнении международных автомобильных перевозок грузов. Почему же это не сработало в рассматриваемом случае?
Есть разница между теми водителями, которые следуют через Беларусь транзитом, и теми, кто здесь остается, закончив рейс. Первые не обязаны отсиживаться в самоизоляции, но у них и без этого хватает предписаний: двигаться строго по отведенным маршрутам, останавливаться только в определенных местах, покинуть пределы республики не позднее следующего дня после въезда и так далее. Предполагается, что эти водители и так достаточно изолированы в кабинах своих грузовиков, и, чтобы не прерывать поток грузоперевозок, им разрешено выполнять свою работу.
Другое дело — водители, которые вернулись в Беларусь и остались здесь на некоторое время, например до следующего рейса. Они по закону обязаны соблюдать установленные требования нахождения в самоизоляции до начала следующей перевозки (рейса) либо в течение 14 календарных дней.
Оговорка, что это касается только тех, кто вернулся из стран, на территории которых регистрируются случаи инфекции COVID-19, по сути потеряла свою актуальность — во всех государствах, граничащих с Беларусью, такие случаи фиксируются. Соответственно, любой, кто пересекает белорусскую границу через автомобильный пункт пропуска, подпадает под эту категорию.
Фиксируем, что Артур мог уехать в рейс за границу до окончания срока изоляции, но не мог перемещаться в пределах страны в указанный период так, как ему заблагорассудится.
Еще один важный момент. Постановление Совмина №208 определяет, что гражданам, которые находятся в самоизоляции и на которых распространяется государственное социальное страхование, а также за которых (или ими самими) уплачиваются обязательные страховые взносы на социальное страхование, выдается листок нетрудоспособности на период пребывания в самоизоляции. Это касается первой и второй категории, то есть тех, у кого подтвержден COVID-19, а также тех, кто является контактом первого или второго уровня (с оговорками).
Гражданам, которые не подпадают под эти две категории, но при этом прибыли из-за границы и поэтому должны соблюдать самоизоляцию, больничный не полагается.
Тринадцать дней в самоизоляции
Артур назвал адрес дома, где обязался соблюдать самоизоляцию, и приехал туда. По закону ему две недели нельзя было покидать место проживания. Исключения сделаны лишь для случаев крайней необходимости, таких как посещение ближайших продовольственного магазина или аптеки для приобретения необходимых товаров; вынос бытовых отходов в ближайшее место сбора отходов. При этом, выходя из жилого помещения, мужчине в обязательном порядке необходимо было использовать маску и не допускать контактов с другими лицами.
— Я живу в недостроенном доме в деревне возле Фаниполя. Там, где я прописан, у меня живут две бабушки: одной 96 лет, а другой — 71 год. Понятное дело, что я оттуда съехал, самоизолировался, короче. Закупился продуктами, потому что никакой доставки в деревню конечно же нет. Ну и сидел дома: на метро не ездил, в маршрутках не катался, — рассказал собеседник.
Его проверяли ежедневно.
— Каждый день звонили, то женский голос, то мужской. Когда говорили, что из больницы, когда — что из милиции. Проверяли, где я нахожусь, спрашивали, как здоровье. Один раз за все время приехала скорая: доктора привезли такую же по сути бумагу о самоизоляции, как я получил на границе, никакие тесты не проводили и даже не предлагали, переписали паспортные данные, сказали не болеть и уехали. Все, больше у себя я никого не видел.
Четырнадцатый день. Самовольная отлучка
Срок самоизоляции подходил к концу, у Артура был запланирован очередной рейс. Но прежде необходимо было привести в порядок машину.
— Я съездил в магазин за запчастями, причем даже не в Минск, а в пригород. Расчет по безналу: отдал документы, получил запчасти и вернулся домой, никуда больше не заезжал. Приехал, переоделся, полез в машину эти детали ставить — грузовик у меня во дворе стоит, это ж деревня. Через 15 минут приезжает участковый. Увидел меня и спрашивает, мол, где вы находились сегодня в такой-то период времени. Здесь, отвечаю, находился. А он и говорит: «Нет, неправда, вы находились в Минске, поэтому я к вам и приехал». Я спросил, откуда ему это известно, он сказал, что у них свои сведения.
Отпираться было бесполезно — дальнобойщик рассказал свою историю, сознавшись в том, что нарушил правила самоизоляции. Участковый составил протокол, водитель его подписал. Последнее слово оставалось за судом.
— Если брать досконально — да, все правильно, я нарушил. Поэтому и подписал протокол. Но нарушил почему? Потому что мне на следующий день надо было в рейс ехать, и в магазин я поехал по рабочей необходимости. Я же не из больницы сбежал с этим коронавирусом и не в город поперся, где народу больше, — рассуждает наш читатель. — Я так думаю, они меня по телефону вычислили — отслеживают, наверное. А иначе как? Домофона в доме нет, деревня наполовину жилая, наполовину строится. Ездил я на автомобиле, который принадлежит не мне, своего легкового у меня нет. Да и трасса какая — поток идет на Минск, как бы они углядели? А телефон у меня при себе был все время.
Суд. Штраф — 810 рублей
Дело об административном правонарушении, как и полагается, рассматривал суд. Артур при этом не присутствовал.
— Мне сказали, чтобы я не являлся, а написал заявление, и тогда дело рассмотрят в мое отсутствие, так как сейчас все суды вроде как на удаленке. Но вот тоже интересно: в суд, значит, можно не являться, а решение мне все равно почтой выслали — иди и забирай. Какая же это самоизоляция? — говорит дальнобойщик.
Суд установил, что водитель 20 апреля с 10:30 до 13:00 нарушил правила поведения в самоизоляции, установленные сроком на 14 дней, покинул место жительства, выехал в Минск. При подготовке дела об административном правонарушении вину признал.
Действия Артура были квалифицированы по ст. 23.4 КоАП как неповиновение законному требованию должностного лица государственной организации при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе. Постановление суда: подвергнуть административному взысканию в виде штрафа в доход государства в размере 30 базовых величин, что составляет 810 рублей (чуть меньше 25 000 российских рублей — ред. АТИ). Постановление может быть обжаловано и опротестовано в установленном порядке.
— Я все понимаю, нарушил — понес ответственность. Но статья предусматривает штраф в размере от 2 до 50 базовых. Что я такого сделал, чтобы дать мне сразу 30? Пять раз за время пандемии ездил через границу туда-сюда — никому не нужен был. Тут ввели самоизоляцию и через две недели дают в плечи 800 рублей. На сегодняшний день для меня это большие деньги, не знаю, может, кто-то скажет, что копейки. Я же дальнобойщик, сейчас в грузоперевозках совсем трудно. Я как тракторист: сплю в кабине, ем в кабине, на улицу не выхожу ни на погрузке, ни на выгрузке. Можно разве что в туалет сбегать, а можно и не сбегать — как повезет.
Артур рассказал, что и в Украине, и в Молдове, куда он ездил за последнее время, он почти не пересекался с людьми.
— Очень мало людей стало на улицах, а тот, кто есть, — обязательно в маске. На погрузке и выгрузке запрещают выходить из кабины, все документы приносят. Подъезжаешь на погрузку и даже не видишь, что там сзади происходит: они сами грузят, пломбируют, и все — отправляйся. На белорусской границе врача проходишь в обязательном порядке, но тоже свои заморочки. Я въезжал через «Новую Рудню»: из кабины выходить не надо, приходит таможенник, забирает пакет документов и уходит к себе оформлять. Выходишь только на паспортный контроль и для осмотра у врача. Так вот к врачу приходится идти через весь пункт пропуска, на другой конец. Там измерят температуру, спросят о самочувствии и отправят обратно — опять через весь пункт пропуска. Неужели нельзя медработника где-то поблизости посадить? А на выезде такого нет. То есть если выезжаю с температурой, я что, уже никому не интересен?
Мужчина подчеркнул, что не согласен не с самим наказанием, а с его суровостью.
— Я же вожу из Украины ту самую туалетную бумагу, те самые гигиенические салфетки, за которыми у нас очереди. Туда вожу нашу продукцию, вроде как помогаю государству. По радио говорят, что экономика должна подниматься. А как она сама по себе будет подниматься, если я не повезу товары или сяду на карантин? Вы, может, сядете повезете? Нет. Мне говорят, что в период самоизоляции я мог садиться в грузовик и ехать в очередной рейс. Но ведь это такие же контакты: на границе, на предприятиях — почему это никого не беспокоит? А то, что я отъехал в магазин за запчастью, — это я уже совершил преступление? Не могу согласиться с таким подходом. Я общаюсь с такими же водителями-дальнобойщиками: не я первый попал на штраф, и у всех они тоже не по две базовые. Это как — бьем своих, чтобы чужие боялись?
Взгляд с другой стороны
Вместе с тем эпидемиологическая ситуация остается сложной, и количество случаев коронавируса в Беларуси, которое ежедневно озвучивает Министерство здравоохранения, растет. Как растет и число летальных исходов. Специалисты говорят о том, что один человек, зараженный коронавирусом и нарушивший самоизоляцию, представляет серьезную угрозу для всех, с кем он может контактировать.
В этой связи крупный штраф, по мнению многих, — профилактическая мера, мотивирующая оставаться дома и соблюдать требования законодательства.
Как сообщила корреспонденту Onliner официальный представитель МВД Беларуси Ольга Чемоданова, сотрудники милиции действительно оказывают содействие медицинским работникам в контроле за соблюдением правил поведения в самоизоляции.
— Для осуществления этого контроля применяются различные методы и механизмы. А требование о соблюдении правил поведения в самоизоляции вручает медицинский работник — как правило, это эпидемиологическая служба, — пояснила она.
Контроль осуществляется ежедневно по всей стране, и нарушений выявляется немало. Для примера, только за одни сутки — 5 мая — сотрудниками милиции было составлено 17 административных протоколов за нарушение требования о соблюдении правил поведения в самоизоляции. Решение по каждому случаю будут выносить суды.
Новое постановление
Во время подготовки этого материала было опубликовано новое постановление Совмина Беларуси. В нем уточнили правила самоизоляции белорусов.
Уже не все контакты второго уровня при наличии одного и более симптомов ОРИ должны самоизолироваться. Теперь это актуально только для детей младше 10 лет, которые ходят в сад или школу.
Люди, у которых диагностирован COVID-19, должны сообщить в санстанцию или медикам о возможном источнике своего заражения. Им нужно перечислить всех, с кем они контактировали, а также указать, где бывали в последнее время.
Пациенты с выявленным коронавирусом и контакты первого уровня обязаны пройти медицинское освидетельствование.
Врачи могут продлить или сократить сроки самоизоляции в соответствии с документами от Минздрава.