«Парни, тут наезжают!»: дальнобойщик рассказал о рэкете, штрафах и недобросовестных работодателях
Корреспондент портала kolesa.kz Роман Масленников вместе с водителем автовоза проехал по маршруту Москва-Алмата и узнал, какие опасности подстерегают дальнобойщиков на дорогах России и Казахстана.
Дальнобойщик Фарид работает в крупной транспортной компании. Он возит легковые автомобили с расположенного в Подмосковье завода в Казахстан. Каждая поездка начинается на заводе, где водитель принимает товар и тщательно осматривает вверенные ему легковушки, прежде чем подписать накладные. Нарекания возникают крайне редко, но на этот раз один «косяк» в виде скола на бампере всё-таки нашелся. Проблему решили оперативно: сотрудники завода заменили бампер на новый. Теперь можно ехать.
Тягач, на котором работает Фарид – Mercedes-Benz Axor 1835. «Сердце» большегруза — 6-цилиндровый дизель мощностью 350 лошадиных сил. Пробег – около 900 тысяч километров, но для таких машин это далеко не предел.
Путешествие начинается. Фарид и Роман выезжают из Москвы и в небольшом заторе замечают людей, разгуливающих между рядами машин и предлагающих что-то водителям.
— Продают светоотражающие жилеты, — объясняет Фарид. — Водителей с недавних пор обязали иметь такие жилеты. Идея хорошая, ради безопасности, но то что эти ребята по дороге ходят, это не совсем безопасно.
Автомобиль проезжает рамки системы «Платон». Роман интересуется:
— Стоят ли российские дороги этих денег?
— Нет конечно, — отвечает Фарид.
Дальнобойщик останавливает машину на обочине: пришла пора отдохнуть и перекусить.
Отдых водителей большегрузов строго регламентирован: не более 9 часов за рулём в день и не более 4,5 часов подряд.
Фарид, однако, разбивает рабочий день не на две, а на три части. Первые две – по 3,5 часа и последняя – двухчасовая, во время которой водитель подыскивает место для остановки на ночлег.
Это весьма предусмотрительно, особенно на малознакомом маршруте.
«Парни, тут наезжают!»
— Бывают ли проблемы с криминалом? Если пацанчики на «бэхе» подъедут и начнут права качать на груз? – интересуется Роман.
— Пусть подъезжают! – Фарид смеётся, показывает рацию и делает вид, будто говорит в неё, — «Парни, тут наезжают!» Не видел никогда на ютубе ролики, как дальнобойщики девятку перевернули?
Фарид имеет ввиду известную видеозапись инцидента, произошедшего в 2012 году на одной из российских трасс. Вымогатели на старенькой «девятке» начали угрожать дальнобойщику, припарковавшемуся на обочине. Тот попросил помощи по рации. Коллег долго ждать не пришлось:
водители большегрузов заблокировали «девятку», отрезав вымогателям пути отступления, и перевернули её, сбросив в обочину.
— Я участвовал в похожей ситуации, — рассказывает Фарид. – Такие же пацанчики подъехали и начали угрожать. Мы просто выкинули их машину с дороги.
«Когда я за рулём, мне хорошо»
Свою работу Фарид по-настоящему любит.
— За рулем я чувствую драйв, мне нравится водить. А за 2 недели дома успеваю соскучиться по дороге. Знаю многих людей, которые с этой работой завязывали – и потом опять возвращались.
Многие уверены: работу водителя нельзя назвать полезной для здоровья. Фарид, однако, с такой точкой зрения не согласен.
— Когда я за рулём, мне хорошо. Я на этой работе курить бросил! Но за здоровьем, конечно, нужно следить. В выходные я хожу в баню и на массаж.
Следующая остановка – на сервисном центре транспортной компании, в которой работает Фарид. Здесь большегруз моют и осматривают на предмет поломок. У тягача Фарида на задней оси стёрлись тормозные колодки: их пришлось заменить. После этого Фарид и Роман отправляются в путь.
— Много ли в России хороших компаний, в которых приятно работать? – спрашивает Роман.
— Очень мало. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. Бывают и такие компании, где отработаешь месяц, а зарплату не дают.
В некоторых фирмах из зарплаты высчитывают «штрафы» за сколы, вмятины на грузе. А как их может не быть, если грузы перевозятся открытым способом?
Отношение руководства тоже играет свою роль. Когда руководители понимаю, как много зависит от водителей, то относятся к ним соответствующим образом.
— Какой грузовик – самый лучший?
— Новый, — Фарид смеётся. – Неплохие марки Volvo, Scania.
— Кто платит за повреждения в дороге? Треснувшие стёкла, фары…
— Страховая. Главное справку у ГАИ взять. Это ведь ДТП считается, повреждение кузова.
За один рейс «Москва-Алмата-Москва» Фарид получает тысячу долларов. В месяц он совершает два таких рейса.
«Братки» с мигалками
Большегруз успешно пересекает Российско-Казахстанскую границу на КПП Сагарчин и въезжает на территорию Казахстана. Рация сразу оживляется: местные водители предупреждают друг друга о полицейских патрулях.
— А здесь «братки» есть? – интересуется Роман.
— Какие здесь «братки»! Здесь «братки» с мигалками ездят, — с усмешкой отвечает Фарид.
Дорожную полицию Казахстана дальнобойщики не любят. По их словам, стражи порядка часто устраивают «подставы» — выставляют патруль, а перед ним устанавливают знак скоростного ограничения, которого в этом месте отродясь не было. Руководству транспортной компании, в которой работает Фарид, приходится учитывать такие поборы: водителям выдаются так называемые «проходные».
— «Проходные» дают наличкой. На ментов, в основном, ну и на другие расходы. Это безотчетные деньги, что хочешь с ними то и делай, — объясняет водитель.
Другая проблема Казахстана – заправки, а вернее их отсутствие.
За тысячу километров пути Роман не заметил ни одной «брендовой» АЗС, а заправляться в непроверенном месте опасно: некачественное топливо может привести к серьёзным поломкам.
— Это современный тягач, это не КамАЗ-4310, который всё «съест»!, — объясняет Фарид.
На подъезде к Алмате дорога становится совсем плохой. Очередной патруль полицейских, установивших знак, полностью запрещающий движение большегрузов (!), приходится объезжать по грунтовке.
— Казахстан мало производит, но много импортирует. Фуры везут машины, технику, другие товары, еду… Зачем же так усложнять жизнь водителям? Разве это по-человечески? – возмущается Роман.
Наконец большегруз приезжает в пункт назначения. Официальный дилер принимает ценный груз: легковушки запылились в дороге, но повреждений на них нет.
«Меньше недели в пути, 4 тысячи километров, ни одного форс-мажора» — подводит итоги Роман. Он остаётся в Казахстане, а Фарид в этот же день отправляется обратно, в Москву.