1
1 ноября 2017

Невероятная контрабанда: неужели бюджет недополучает триллионы?



Показатели российского экспорта и импорта товаров могут различаться на порядок. Стало хорошим тоном считать, что ежегодно российский бюджет недополучает миллиарды из-за попустительства Федеральной таможенной службы (ФТС). При оценке потерь бюджета и доли «серого» импорта многие ориентируются на расхождения в таможенной статистике, но все гораздо сложнее.

Расхождения в российских показателях со странами-экспортерами действительно существенные и составляли в некоторые периоды до 60% в год. Экспертно-аналитический центр по модернизации и технологическому развитию экономики, взяв данные четырехлетней давности, даже назвал цифру в 2,5 трлн недополученных бюджетом рублей. Метод оценки недополученных доходов за счет «зеркальной статистики», когда сравнивают расхождения в статистике внешней торговли, исходит из того, что статистика российских таможенных органов недостоверна, а статистика ООН, ВТО и МВФ, основанная на данных таможенных органов других стран, якобы непогрешима.

Ярким примером может послужить официальная таможенная статистика 2015 года, в рамках которой подсчеты по основной для России товарной группе «минеральное топливо, масла, продукты перегонок» показали, что во все страны мира, согласно подсчетам российской таможни, было экспортировано товаров этой группы на $216,1 млрд.

А вот согласно статистике стран-партнеров, импорт из России этих же товаров составил $338,2 млрд. Разница получилась астрономическая, почти 60%.
Есть и более абсурдный пример, демонстрирующий разницу таможенного учета разных стран. Известно, что Россия не поставляет в КНР никель и медь. При этом официальные данные китайской таможни говорят о том, что за первое полугодие 2017 года Россия поставила в Китай никеля на $489 млн и меди на $120 млн.

При этом статистика экспорта или импорта стран того же Евросоюза или Турции должна вызывать не меньше сомнений, учитывая тот факт, что нередко поставки оформляются через офшорные фирмы без указания страны конечного назначения. Или когда вместо страны назначения указывается ближайший порт доставки в другом государстве.

Причина расхождения по разным товарным группам как при импорте, так и при экспорте, в первую очередь, заключается в методике, по которой ФТС учитывает потоки импортных товаров. На этом основании вполне возможны расхождения со статистическими данными стран-партнеров и международных организаций (ВТО, ООН) как по количеству, так и по стоимостным объемам. При этом расхождение может быть как в меньшую, так и в большую сторону. Но судить о таком несоответствии с точки зрения наличия скрытого импорта не всегда верно.

Надо понимать, что существуют особенности ведения статистики внешнеэкономической деятельности в разных странах. То, что статистика учитывает в одной стране, может не учитывать в другой.

Говорить о линейной зависимости импорта и экспорта здесь неуместно. К слову, Россия при включении в статистические данные товаров по стране происхождения придерживается рекомендаций ООН, а во всех европейских странах эти рекомендации не работают. В этом моменте возникает перекос. Например, техника европейских брендов, произведенная в третьих странах, включается в статистические данные европейских стран как собственный экспорт, тогда как в России она же будет учитываться по стране происхождения.

Или возьмем другой пример. Все знают, что в Голландии работает крупнейшая в мире цветочная биржа. Фактически на нее поступают цветы из всех стран мира, но экспорт учитывается как голландский. Если идти по пути отслеживания платежей, то тоже выходит, что сделка голландская. Допустим, что на самом деле партия этих цветов из Эквадора. В таком случае происходит задваивание экспортной статистики по отношению к российской импортной: цветы учтены и в Голландском экспорте, и в экспорте Эквадора.

Россия неоднократно предпринимала попытки сблизить наше таможенное законодательство с законодательством других стран.

Речь идет о так называемых «зеленых коридорах» – обмене документами между странами на этапе вывоза товара, что существенно экономит время таможенного контроля для обеих сторон. Однако здесь есть свои сложности. Европейские страны готовы идти навстречу в вопросе формирования единого «зеленого коридора», но Бельгия как штаб-квартира Евросоюза, уполномоченная принимать подобные решения, не заинтересована в этом из-за осложнившихся политических отношений и ответных российских санкций.

Фото: ПРОВЭД Источник: Forbes

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир