Аутсорсинг перевозок: Россия в роли догоняющей?
Аутсорсинг в перевозках становится новым мировым трендом. Экономия на передаче процессов профессионалам, по словам экспертов, позволяет сократить управленческие расходы компаний в среднем на 10 — 20%. Однако российские предприниматели в большинстве своем предпочитают оставаться крепкими хозяйственниками, нежели эффективными менеджерами.
Аутсорсинг с каждым годом все глубже проникает во все сферы бизнеса. И это понятно, ведь такая схема оптимизации позволяет повысить эффективность компаний за счет передачи непрофильных функций профессионалам.
А освободившиеся финансовые и человеческие ресурсы – можно пустить на развитие.
В России этот процесс начинался с ЧОПов (частные охранные предприятия), а потом постепенно пришел в бухучет, услуги перевода, работу с персоналом и информсистеми. То есть примерно, как и во всем мире: по данным Института аутсорсинга США, глобально больше всего занимает аутсорсинг в сфере финансов и административных функций.
Неудивительно, что такой вид оптимизации работы пришел и в логистику. К примеру, в европейских странах компании почти не содержат собственный автопарк – перевозки они отдают профессиональным транспортным компаниям.
Доля аутсорсинга в автодоставке, по экспертным оценкам, достигает 70-80%. Поэтому на грузовых терминалах в Европе редко встретишь очереди — нанятые грузовики забирают товары у отправителей и сами привозят на склады.
В России – ситуация противоположенная. На терминалах всегда многолюдно. Причем среди отправителей в равных пропорциях и физические лица, и представители бизнеса. По данным ГК «Деловые Линии» (крупнейший перевозчик в сегменте сборных грузов, свыше 26% рынка), уровень аутсросинга в автодоставке в России едва доходит до 20%. То есть если из 10 грузоотправителей в Европе на терминал приходят 2, то в РФ – 8!
Многие производственные компании, дистрибьюторы и розничные сети в России имеют собственный автомобильный парк и предпочитают сами возить грузы до получателей или терминалов логистических компаний. Но содержание автопарка — непростая задача для непрофильных компаний. И, судя по всему, обновлять его не всегда получается: 61% грузовиков на российских дорогах старше 10 лет. Кроме этого, компаниям нужно содержать еще и логиста, или даже целый департамент, следить, чтобы водители соблюдали режим труда и отдых и не отклонялись от маршрута.
Объяснить этот феномен сложно: ведь рынок транспортных компаний в России уже достаточно развит. У них есть системы, разрабатывающие маршрут, отслеживающие движение автомобилей, в их парках современные грузовики.
Российские компании тоже могли бы экономить, комментируют эксперты. Но тут на первый планы выходит вопрос финансовой грамотности и привычек «крепких хозяйственников». Даже если по стоимости аутсорсинг может быть сравним с затратами на самостоятельную доставку, он занимает меньше финансовых и трудовых ресурсов, чем содержание собственного парка. Расторгнуть договор с компанией легче, чем уволить нерадивого водителя. К тому же, не надо беспокоиться о страховании грузов и думать о соблюдении предписаний регуляторов. Но главное преимущество профессиональных перевозчиков — скорость.
“Учитывая, что большая часть компаний сейчас работает в условиях жестких дедлайнов и огромного количества заказов, выгоднее заказать перевозку на аутсорсе, которая сможет подстроиться под нужды и график клиента”, — замечает аналитик АЛОР БРОКЕР Сергей Королев. “В этом случае компания экономит не только время, но и реальные деньги — если сроки доставки были бы сорваны ее водителем, она бы была вынуждена платить штрафы или уже сразу договариваться с клиентами на предмет растянутых сроков доставки”, — добавляет Королев.
При этом отставание России в развитии аутсорсинга автоперевозок не имеет фундаментальных оснований. А значит, можно рассчитывать, что вскоре ситуация изменится. Это пойдет на пользу и отправителям, и рынку грузоперевозок, да и дороги станут чуть свободнее.