Безопасность беспилотников на дорогах: от соблюдения ПДД до киберугроз и терроризма
Вопросы неправомерного использования автобота беспилотников, их уязвимости для кибератак, столь участившихся в последнее время, пассивной безопасности дорожного движения, — не решены. О чем стоит задуматься?
Не оставляет сомнений, что когда технологии автоботов будут настолько совершенны, что их будет уже не страшно выпускать на дороги общего пользования и их эксплуатация уже станет привычным делом (хотя бы в промышленно и экономически развитых странах, переживающих четвертую промышленную революцию), вся сопутствующая инфраструктура уже должна будет соответствовать требованиям, предъявляемым к безопасной эксплуатации беспилотных авто. В градостроительных планах должна быть предусмотрена соответствующая инфраструктура, должны появиться новые СНиПы по строительству дорог, предусматривающих внедрение технологических систем, дублирующих управление автоботами. Повсеместно должен быть WiFI, который позволит беспилотным автомобилям взаимодействовать друг с другом, полученные массивы данных позволят правильно разводить потоки и улучшать безопасность дорожного движения. Учитывая, что все это достаточно предсказуемо и иного варианта развития в данном направлении в принципе быть не может, уже сейчас можно прогнозировать, что при правильном подходе, можно минимизировать риски и проработать все вопросы безопасности будут в полном объеме.
Вполне возможно, что при повсеместном внедрении беспилотных авто в прошлое уйдут камеры, следящие за соблюдением правил дорожного движения. От них можно будет отказаться не потому, что они будут не нужны, а потому, что системы, установленные в автобатах, смогут полностью заменить их. Дело в том, что суть работы всех автономных машин основывается на ПО, которое черпает информацию об окружающем мире — от установленных на нем камерах, фиксирующих окружающую обстановку в реальном времени в формате 360°. В зависимости от разработчика, автоботы могут использовать различные алгоритмы распознавания других участников дорожного движения, пешеходов, окружающую разметку, знаки, препятствия и иные объекты, которые могут повлиять на перемещение беспилотника. Как правило, для того, чтобы идентифицировать посторонний автомобиль, такая камера фиксирует его контуры и (вполне наверняка) как отличительную особенность автомобиля – его номерной знак, в какой-то степени работая в качестве автомобильного регистратора. Беспилотники способны снимать очертания машин и их номерные знаки, зафиксировать модель, марку и, что наиболее важно, номерной знак нарушителя, который решил его обогнать по встречной полосе, не обращая внимания на сплошную разделительную линию. Получается, что автономный автомобиль не только стал свидетелем совершенного правонарушения третьим лицом, но еще и зафиксировал его документально. Теоретически можно законодательно обязать всех производителей беспилотников в принудительном порядке не только фиксировать и выявлять правонарушения, но и сохранять эти записи и отправлять их на серверы ГУОБДД, что, несомненно, увеличит охват выявления нарушителей и конечно же их штрафования. Такой беспилотник даже сможет передавать сигнал о нарушении правил ПДД его же хозяином, который решил переключиться в режим ручного управления и немного «полихачить» на дороге. Таким образом, можно говорить о тотальном выявлении нарушителей, и, следовательно, тотальном контроле за соблюдением ПДД, что в целом может быть крайне полезным «побочным» результатом внедрения автоботов.
Помимо функции тотального выявления нарушений, информация, полученная автоботами также, скорее всего, будет сохраняться в его памяти — автопроизводители, скорее всего, захотят установить в них черные ящики на случай разбора причин ДТП. Разумеется, такой блок памяти, который будет накапливать данные, станет крайне ценным источником данных о дорожной обстановке, он, безусловно, пригодится в корректировке работы беспилотников. Такой огромный массив информации понадобится периодически «сгружать» на сервера производителя. В этом случае мы столкнемся со следующими коллизиями: пока не до конца регламентированный порядок хранения подобных данных и взаимодействия с ними, соблюдение положений законодательства о персональных данных и, разумеется, их защита от доступа со стороны третьих лиц. Данные могут быть нужны как конкурентам, так и киберперступникам, которым может стать доступной информация о манере вождения, маршрутах и привычках владельца автомобиля, его записной книжки и списка телефонных контактов и т.д. А если таких беспилотников оснастить биометрическими замками, скажем, для запуска автомобиля, возможностью бесконтактной оплаты за бензин (то есть если беспилотники будут подключены к банковским счетам владельцев), то последствия взлома и кражи такой информации могут быть колоссальными. Следовательно, вопрос должного хранения данных в целом и персональных данных в частности — это еще один огромный пласт вопросов, связанных с безопасностью, которые необходимо будет продумать и решить еще до запуска машин без водителей на улицы.
Вопрос цифровой безопасности беспилотника, да и в принципе любого современного автомобиля, имеющего выход в интернет, точку подключения WiFi и возможность присоединения Bluetooth-гарнитуры, уже почти год как актуален, начиная с того случая, когда хакер в США смог подключиться к автомобилю в момент его движения по автостраде и полностью перехватить его управление на себя (в частности он смог заглушить двигатель). И это произошло на автомобиле, который не был полностью цифровым гаджетом, как беспилотник. Соответственно, для автономных автомобилей будет крайне актуальным вопрос обновления софта, установка firewall и антивирусов. А это — большие возможносит для создания стартапов. Конечно, в данную нишу постараются прийти уже известные поставщики антивирусов, но степень их участия в данном вопросе пока сомнительна. Дело в том, что такая защита может расцениваться как некое улучшение «страхового индекса» беспилотника, а, следовательно, страховые компании, скорее всего, будут формировать рынок систем кибербезопаности беспилотников. Ведь именно страховщики будут выбирать поставщика услуг, которому смогут доверять. Отдельно могу отметить, что сейчас как раз наблюдается обратный процесс – собственники автомобилей не редко рассматривают возможность принудительно закрыть возможность получения автомобилей информации извне, в частности, это касается удаления всех сохраненных в памяти автомобиля копий телефонных контактов, которые он сохранил при подключении к нему телефона по Bluetooth.
Безусловно, говоря о безопасности, нельзя не затронуть столь печально актуальную в последнее время тему, как терроризм. Принцип работы беспилотника — самостоятельная поездка из одного пункта в другой, в рамках которого участие человека если и предполагается, то крайне опосредованное. Ему отведена роль наблюдающего, а впоследствии (когда автоботы станут настолько «умными», что контроль со стороны человека им перестанет быть необходимым) автомобили теоретически смогут ездить и без пассажиров (например, такси, или службы доставки). Исходя из этого нельзя не задуматься над вопросом борьбы с терроризмом: представим, что сейчас автомобиль, напичканный взрывчатыми веществами, едет под управлением террориста-смертника. Один из способов его остановить и не дать совершить теракт — своевременно выявить нетипичное поведение такого водителя, который может нервничать, совершать необдуманные маневры или вести себя вызывающе на дороге вкакой-либо иной форме. Если, скажем, посадить террориста-смертника на пассажирское сиденье, или вообще убрать его из кабины авто, то одной возможностью выявления потенциальной угрозы для общества станет меньше. И тут даже персонификация автоботов посредством биометрических данных, возможно, не решит проблему, так как подобные системы защиты могут взломать хакеры из ранее приведенных примеров. Другой (пожалуй, даже более реальный вариант, связанный с приведенным выше примером с остановкой автомобиля во время езды) пример: злоумышленнник может взломать «умную» машину (даже не беспилотника пятого уровня автономности, а один из тех, что ездят уже сейчас по дорогам), удаленно подключиться к ней и направить ее на толпу людей – фактически речь также идет о теракте, но возможность его предугадать будет сведена практически к нулю. Но если с удаленным перехватом управления беспилотника можно справиться путем установки продвинутых firewall и антивирусов, то как выявить и остановить машину, багажник которой загружен чем-то противозаконным? Этот вопрос пока остается открытым.
Разумеется, все перечисленные угрозы не должны стать «приговором» беспилотным автомобилям. Это лишь направления для вопросов, которые должны быть проработаны и послужить основной для рекомендаций. Ответы найдутся. К примеру, уже сейчас компания Toyota изучает возможность использования блокчейн-технологий (столь популярных для обсуждения в информационном поле в последнее время) в процессе обмена информацией беспилотниками и между собой, и для качественного взаимодействия с окружающей «умной» инфраструктурой. Разработчики систем обмена данными и систем безопаности не стоят на месте. И, скорее всего, к тому моменту, когда серийно выпускаемые автономные авто будут ездить по дорогам общего пользования, все вышеуказанные задачи будут полностью решены.