На Урале сокращается число грузоперевозчиков
Рынок автомобильных грузовых перевозок в Свердловской области продолжает сжиматься. По данным Свердловскстата, в 2015 году объем грузоперевозок на Среднем Урале сократился на 10,7%, в 2016 году — на 5,9%. В январе-апреле 2017 года показатель снизился на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Несмотря на замедление темпов падения, говорить о выходе рынка из кризисной фазы в краткосрочной перспективе преждевременно.
Независимый эксперт по логистике Александр Трахтенберг считает, что сокращение объемов автомобильных перевозок в 2017 году связано с перераспределением грузов в пользу железнодорожного транспорта.
«Введение платы за проезд грузовиков по федеральным трассам снизило конкурентоспособность этого вида перевозок. Сейчас многие переориентируются на железнодорожный транспорт.
Некоторые грузы можно перевезти и так и так. Конкуренцию никто не отменял. Если мы посмотрим статистику, то увидим, что объемы перевозок железнодорожным транспортом растут. Других причин снижения рынка автоперевозок я не вижу. Потому что экономика не падает такими большими темпами», — сообщил Александр Трахтенберг.
По его словам, непрекращающееся снижение рынка грузоперевозок автотранспортом привело к масштабному сокращению числа операторов.
«Когда снижается общий объем «пирога», многие компании не могут удержаться на плаву. В кризис 2008-2009 годов было сиюминутное падение спроса. Из-за этого с рынка ушли многие средние игроки. Сейчас ситуация другая. В этот кризис падение спроса было более плавным. Поэтому крупные и средние игроки чувствуют себя более уверенно.
А мельчайшие перевозчики, которые имеют в своем парке одну-две машины, вынуждены сворачивать свою деятельность.
Эта очень большая категория.
К слову, всего в России насчитывают десятки или даже сотни тысяч микроперевозчиков. Сейчас они все находятся в зоне риска», — уверен А. Трахтенберг.
Директор компании «Элмаст» Денис Николаенко также считает, что на Среднем Урале сложились неблагоприятные условия для малых грузоперевозчиков.
«Можно отметить две важные тенденции. С одной стороны, после введения санкций и снижения мировых цен на нефть в 2014 году в России начался полноценный экономический кризис. Были практически перекрыты не только поставки продуктов из-за рубежа, но и заказы на оборудование для отечественных предприятий. Все это привело к сокращению рынка грузоперевозок, которое продолжается третий год подряд. С другой стороны, государство усилило финансовую нагрузку на грузоперевозчиков. Обязательные взносы для транспортников стали увеличиваться. Особую обеспокоенность вызывает введение системы взимания средств за проезд по федеральным трассам «Платон». Такая нагрузка оказалась неподъемной для многих перевозчиков. В первую очередь речь идет о дальнобойщиках и компаниях с малым числом фур», — рассказал Денис Николаенко.
Эксперт считает, что в условиях кризиса на Урале происходит перераспределение рынка автоперевозок. Крупные компании наращивают свою долю, малые — сокращают. Самые слабые, неэффективные игроки постепенно сворачивают свою деятельность.
Представитель транспортной компании «ТрансКом» Денис Нейгебауэр также считает, что рентабельность грузоперевозок в последнее время заметно снизилась.
«Этот рынок находится в тяжелом состоянии. Существует целый комплекс серьезных проблем: в частности, нехватка транспортных средств, забастовки дальнобойщиков, анонсируется повышение тарифов системы «Платон», растут налоги и сборы, усиливается администрирование налоговых инспекций. В связи с этим многие транспортные компании закрываются, так как больше не в состоянии содержать свой бизнес», — заявил Денис Нейгебауэр.
По мнению экспертов, предпосылок для улучшения ситуации на рынке автоперевозок Среднего Урала пока не наблюдается.
Если объемы грузоперевозок продолжат снижаться, то в ближайшее время под удар попадут не только малые, но и средние перевозчики. Их запас прочности постепенно иссякает.
Спусковым крючком может стать новое повышение тарифов системы «Платон». В мае 2017 года государство в очередной раз продлило льготный период. Рано или поздно он завершится, и перевозчикам придется платить полную ставку.