Контроль после выпуска товаров в автоматическом режиме становится реальностью
Главное управление таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России готовит методику по выбору объектов таможенного контроля после выпуска товаров, которая будет основана на механизмах таможенного и налогового администрирования, а также будет учитывать результаты системы управления рисками таможенного ведомства.
По информации ГУТКПВТ, на основе методики будут разработаны и новые профильные показатели работы таможенных органов, что позволит доработать КПС «Постконтроль» в части автоматического (автоматизированного) выявления объектов таможенного контроля после выпуска товаров.
«Полуавтомат» таможенного контроля после выпуска
В таможенных органах механизм автоматического (автоматизированного) выбора объектов таможенного контроля после выпуска товаров отлажен не до конца, хоть и реализован за счет некоторых возможностей программного обеспечения. Так, например, уже сейчас КПС «Постконтроль» в автоматическом режиме по заданным критериям отбирает УЭО и участников ВЭД с низким уровнем риска для включения в проект плана профилактических проверок на квартал.Помимо этого в программу «Постконтроль» передаются сведения о неприменении мер по минимизации рисков, выявленных при таможенном декларировании товаров с подачей декларации на товары, для проведения дальнейшей проверки. Подразделения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют мониторинг и анализ полученных сведений и уже среди участников ВЭД низкого уровня риска выбирают тех, в отношении которых целесообразно провести контроль после выпуска и минимизировать выявленные риски.
Также ФТС доработала информационно-программные средства СУР таким образом, чтобы программа отражала сведения об участниках ВЭД с указанием количества деклараций на товары и профилей риска, по которым выявлены индикаторы и область риска. Анализ этих сведений позволяет формировать автоматические профили рисков в рамках контроля после выпуска. Однако по имеющейся информации, в ходе реализации системы управления рисками на этапе после выпуска товаров таможенные органы до сих пор сталкиваются с рядом проблем, которые ФТС еще предстоит устранить.
В отношении участников ВЭД с высоким и среднем уровнем риска КПС «Постконтроль» уже тоже «умеет» больше: данные участники ВЭД отбираются ежеквартально для проведения проверочных мероприятий. По информации таможенного ведомства, региональные таможенные управления и таможни непосредственного подчинения сейчас тестируют КПС «Постконтроль» с целью выявления недостатков программного обеспечения.
Больше автоматизации – больше прозрачности
В дальнейшем ГУТКПВТ предлагает осуществлять автоматизацию процесса выбора объектов контроля на основе отраслевого подхода. Данный подход предполагает определение тех секторов ВЭД, где совершаются таможенные операции с товарами, отнесенными к области повышенного риска, а именно, сопряженных с неуплатой таможенных платежей.Также в таможенном ведомстве ведется работа по государственному контракту, который был заключен между Минфином и ФГУП «ГНИВЦ ФНС России» в 2016 году с целью создании и применения интегрированных информационно-телекоммуникационных технологий органов исполнительной власти, подведомственных Минфину. Так, в самой ближайшей перспективе ведомства рассчитывают наладить обмен сведениями о субъектах между информационной системой налоговых органов и ЕАИС таможенных органов. Это позволит получать актуальную информацию о деятельности субъектов, участвующих в процессах таможенного и налогового администрирования, а также об индикаторах рисков таможенных и налоговых органов.
В добавок планируется создать Национальную систему прослеживаемости для информационно-справочной поддержки процессов ФТС и ФНС России, которая обеспечит контроль за ввозом товаров, формирование статистической и аналитической отчётности о ввозе, движении и реализации товара на внутреннем рынке. Более того, такая система даст возможность контролировать дальнейшее распространение ввезенных партий товара с момента импорта. Таким образом, любое расхождение сведений у продавца и покупателя, накопление остатков товара у налогоплательщика, снижение цены при перепродаже и многие другие сведения станут доступны всем ведомствам одновременно в автоматическом режиме.
В конечном счете ведомства рассчитывают обеспечить максимальную прозрачность таможенных и налоговых операций, а также повысить собираемость таможенных и налоговых платежей.
«Взаимодействие с налоговой службой развивается очень активно и динамично, импульс этому взаимодействию дало решение о подчинении ФТС Минфину, поэтому мы сейчас работаем как равные партнеры и стараемся максимально эффективно выполнить задачу, связанную с объединением усилий для выявления резерва пополнения федерального бюджета. У нас на постоянной основе действует консультативный орган – координационный совет, который мы проводим два раза в год и обсуждаем результаты, которых достигли, а также намечаем пути дальнейшего взаимодействия. Именно поиск ситуации, связанной с недобросовестной деятельностью на стыке неуплаты в полном объеме либо налоговых, либо таможенных платежей приносит свой позитивный эффект», – заявил руководитель Северо-Западного таможенного управления Александр Гетман.