Башкирский дальнобойщик предлагает ввести «Платон-2»
Система «Платон», введенная осенью 2015 года по всей стране, продолжает рассчитывать проезд башкирских дальнобойщиков по тарифу. Прошло уже полтора года, а вместе с тем и общероссийская акция протеста грузоперевозчиков, и страсти вроде бы улеглись. Многие владельцы установили на фуры бортовые устройства, отсчитывающие два рубля за каждый пройденный километр федеральной трассы. Многие, да не все.
В Башкирии, как и в целом по России, продолжают работать «серые» перевозчики, предпочитающие игнорировать систему «Платон», называя ее очередным побором с дальнобойщиков. По пути из командировки судьба свела с уфимскими владельцами большегрузных машин. Поговорили без галстуков, купюр и диктофонов — о жизни, о работе, о «Платоне». Простые трудяги, пропахшие соляркой, с въевшимся в руки солидолом и надеждой на сытую жизнь… Почему-то они звучат убедительнее выхолощенных чиновников в дорогих костюмах, что борются в телевизоре с нелегальным бизнесом. Нелегальный бизнес — эти самые ребята, которые пытаются еще удержаться на плаву под громкие лозунги властей про поддержку малого предпринимательства.
И пусть сегодня будет не статья с общественно-политическим уклоном. А просто реплика журналиста, который стал чуточку ближе к народу, чем был вчера. И коль свобода слова еще декларируется в Конституции РФ, то пусть эти дальнобои выскажутся. Не против?
— У Ильнара «скамейка», так водители называют шведскую «Сканию», а я катаюсь на «Мерседесе», — поясняет Альфред, показывая свой тягач с полуприцепом. — Правда, он старый очень, старше меня.
— Да, да. Посмотри на кабину, на этом «Мерсе» еще Гитлер ездил! — подкалывает Ильнур, водитель бензовоза.
— На новую фуру миллиона три, минимум, надо, разве докупишься. Но ничего, ездит еще старикашка, — продолжает Альфред. Так по очереди водители говорят о своем, о наболевшем.
— В отрасли мы давно, только отрасль загибается. Расценки на перевозки копеечные. Чтобы перевезти 20 тонн груза, за километр дают 35 рублей.
Это очень мало, учитывая, что нам самим кругом платить надо. Топливные акцизы растут. Солярка дорогая. Транспортный налог съедает почти 40 тысяч рублей.
— 40, а то и 50, братан. Тариф нынче 85 рублей за лошадиную силу. А в среднем в грузовике «лошадок» 450, вот и считай. Плюс страховка, запчасти, командировочные расходы. А тут еще и «Платон» придумали, чтобы побольше денег собрать.
— Только за что платить? За эти ямы? Идешь на Москву, Челябинск — везде дороги нормальные, только в Башкирию въедешь, начинает трясти.
Ямы, колейность, разметка невнятная. Бывает, едешь на грузовике по ямам, а рядом люди быстрее пешком идут. За что мы должны платить? Непонятно.
— Это все равно, что я скажу: с завтрашнего дня воздух становится платным. Давайте я открою «Платон-2» и буду выставлять людям счет за пользование воздухом! И при этом говорить, что буду за счет собранных средств очищать воздух, сажать деревья, перечислять миллионы в «Горзеленхоз». Это то же самое!
— В забастовке мы, кстати, не участвовали, никто в Башкирии не участвовал. Наверное, потому что не было организатора, не было никаких объявлений. Если бы такой человек нашелся, кто б правильно смотивировал, кто-нибудь бы да поехал. А один что, один на трассе не воин.
— А я считаю, Башкирия по грузоперевозкам слабо развита, поэтому дальнобойщики у нас не вышли. У нас нет ни одной серьезной транспортной конторы, и частников не так много. Взять Челябинск, Екатеринбург, там это основной вид заработка, понятное дело, мужики вышли на стачку. Тот же Ставрополь, южные регионы: кроме того, как овощи возить, там по-другому не выжить, поэтому водители бастовали.
— Вот говорят, что собранные «Платоном» деньги пойдут на строительство дорог, но ведь мы это проверить не можем. Может, на строительство, может, в чей-то карман. Ни в одной государственной структуре нет такого, чтобы я нажал кнопку и посмотрел, куда ушли народные деньги. Они могут отчитаться, сколько и на что они потратили приходящие деньги, но мы никогда не узнаем, сколько денег фактически к ним пришло. А зачем я должен из своего кармана в чужой карман свои деньги перекладывать?
— А я бы, наверное, платил, если б достойные заработки были. Не жалко было бы. Но уровень жизни невысокий, таких денег попросту нет. Вот товарищ у меня ездит мало, раз в неделю примерно. За полтора года он уже больше 120 тысяч заплатил. А те, кто постоянно ездят, в сторону Москвы или в Челябинскую область, у них пробег минимальный — сто тысяч километров в год. Они, если по минимуму считать, по 240 тысяч выкладывают. Где такие деньги взять?
— Это и сделано, чтобы убрать мелких перевозчиков типа нас, но как мы уйдем? У нас тоже семьи, дети, их надо кормить, учить, одевать. Ипотеки, кредиты. Мы такие же люди, как все…
— Вы ведь не платите государству за то, что приходите на работу и пользуетесь столом, стулом, компьютером. Приходите и зарабатываете деньги. А мы, чтобы заработать, должны еще заплатить за каждый километр, который проехали. Хотя это наша работа — наматывать километры, доставляя груз.
— Все говорят, что большегрузы портят дороги. Это касается весны, когда дороги открываются, и, двигаясь по ямам, разбиваешь их еще больше. Для этого каждый год в апреле закрывают дороги для фур. В остальное время — нет, все это наговоры. Посмотрите на трассы, там от колес легковых машин продавленность асфальта больше, колеи — по оси легковушек, а не грузовиков. Просто обратите внимание, когда окажетесь на трассе.