1
15 апреля 2015

Водитель экспедитор – вся логистика «в одном флаконе»



Транспортные, а, если по научному, логистические расходы фирмы, это неизбежное зло, которое любой бизнесмен старается сократить до минимума. Одной из составляющих этих расходов являются расходы на содержание человека, который бы отвечал за перевозимый груз.

Наличие такого человека в машине логично, поскольку дорога – слишком непредсказуемая стихия, в которой встречаются не только (не дай Бог) ДТП, но и тривиальные пробки типа прошлогодней на трассе Москва-Санкт-Петербург. Любая нештатная ситуация может привести к полной или частичной потере груза, и очень хочется «повесить» ответственность за груз на кого либо, короче найти «стрелочника».

Еще более логичным кажется повесить ответственность за груз на того, кто сидит за «баранкой». Так появилась весьма неоднозначная и противоречивая профессия – водитель экспедитор. Нельзя сказать, что эта профессия появилась лишь сейчас, когда платить кроме заработной платы еще и социальные налоги за тех, кто лишь «стрелочник» при грузе, кажется совершенно неоправданной затратой. Однако в СССР скучающих дамочек и пенсионеров с накладными в портфеле, сидящих в кресле «правого пилота» было гораздо больше.

Особенно охотно берут на такую работу тех, у кого есть собственный автомобиль, а безработному человеку, имеющему простаивающую машину, вроде бы, только этого и надо, тем более что за дополнительную экспедицию платят дополнительные деньги. Мало кто задумывается о том, что лишняя тысяча пводитель экспедиторлатится не за виртуальную, а реальную ответственность. Поэтому, прежде соглашаться на заманчивое предложение надо узнать, что делает водитель экспедитор в этой конкретной фирме. Вполне возможно, что обещанные деньги за экспедиционные услуги и расходы на содержание машины не окупят физических затрат, а получится примерно как в поговорке «дадут ломоть, да за него неделю молоть».

Узнать должностные обязанности водителя экспедитора лучше на две недели раньше, чем на пять минут позднее. Часто бывает, что благополучно доставив груз водитель экспедитор оказывается перед необходимостью его еще и разгрузить. Споры о том, что «такого уговора не было» бесполезны, никакой суд не признает правоту водителя, если отношения с работодателем оформлены не в должной мере.

Идеальное с юридической точки зрения оформление на работу водителем экспедитором выглядит примерно так:

  • Заключение трудового договора о найме на работу, в котором, если водитель берется со своим транспортом, прописывается ответственность работодателя за содержание автомобиля (кстати, ее может и не быть, он вполне может заявить, что заработка вполне достаточно для содержания) и топлива.
  • Заключение договора о материальной ответственности водителя за перевозимый груз.
  • Водитель экспедитор должен ознакомиться с должностной инструкцией и расписаться об этом ознакомлении.

Что встречается в типовой должностной инструкции водителя экспедитора? В таких типовых инструкциях обычно стандартный набор обязанностей, первая из которых – беспрекословное подчинение начальнику. Вторая по распространенности – обязанность приемки и сдачи груза на склад, а в довесок к ней – проверка целостности упаковки. Если машина с термофургоном, то могут добавить пункт соблюдения правил хранения груза в пути. Вообще это самый сложный пункт, поскольку ситуации в дороге бывают всякие, вполне возможно, что перевозимая из Воронежа в Воркуту картошка в фуре к моменту доставки померзнет. Отвечать придется водителю. Контроль размещения и укладки груза тоже могут вменить в обязанность водителя, хотя он в этом сам кровно заинтересован, ведь смещение груза опасно не только на море. Конечно же, водитель должен вести и заполнять путевые листы, хотя, если машина своя, то это лишь оправдательный документ для учета трудовой деятельности, это «алиби» что водитель не прогуливал.

Кроме типовых обязанностей могут быть и особенные, которые существуют только в этой организации. Если против типовых ничего сказать нельзя, поскольку это общие правила для всех водителей экспедиторов, то по «особенным» можно и поспорить. Таковыми могут быть требования о безопасности в пути: оставлять машину с грузом на охраняемых стоянках, блокировать двери во время движения, не подбирать попутчиков на дороге. Вот обязанность проводить погрузочные работы точно относится к особенным требованиям, и совсем не обязательно соглашаться на такие условия. Водителю могут вменить в обязанность оформления всех товарных накладных и актов освидетельствования при порче груза. Такие обязанности не каждому по плечу, да и возиться с бумажками не каждый любит, однако, если грамотность на нужном уровне, то лучше все бумаги оформить своими руками, потом вопросов меньше будет. Еще к одним особенным обязанностям относится необходимость выполнения разовых поручений руководителя предприятия. Список особенных обязанностей можно продолжать.

Вот что такое водитель экспедитор. В целом профессия сложная, особенно если перевозка грузов осуществляется на дальние расстояния. Однако при наличии хороших водительских навыков, понимания своей ответственности и юридически грамотного поведения, она не настолько ужасна, чтобы от нее шарахаться, как от неприемлемого предложения. Как правило, доплата за работу экспедитором компенсирует все возможные сложности.

Автор: Артём Богданов

2 комментария
Вадим 15 апреля 2015, 22:53 0
Неблагодарная это работа… Очень напряженная
Антон Филатов 15 апреля 2015, 22:58 0
Интересно, спасибо.

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
    Руслан Петров
    Физ. лицо

    Не советую покупать этот грузовик. Проблем с ним очень много. После каждого рейса будете в сервис гнать его. У меня вообще на 59 тысяч пробега кардан отвалился, благо что был в городе. Даже и не знаю куда завод смотрит, про качество уже забыл лет 20 назад. И цена явно не соответствует качеству.

    УАЗ Профи получит двухрядную кабину
    0
    Олег Ясин
    Физ. лицо

    После просмотра видео обзоров желание пропало покупать его в свою компанию, а ведь как-то хотел, думал что прибыльный грузовик, а получается что он только прибыль приносить пока на гарантии, после чего только жрет деньги, так же как и топливо с маслом. УАЗ уже не знает, как экспериментировать над своей техникой.

    УАЗ представил перспективные модели линейки УАЗ «Профи»
    0
    Сергей Иванов
    Артель АГГА

    По мне так лучше МАНов еще ничего не придумано. TGX мой фаворит https://www.truck.man.eu/ru/ru/longhaul_1/tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul_1/overview_tgx_longhaul.html мощный, маневренный, а сколько для удобства водителя всего нашпиговано. Я за MAN!

    Какой тягач лучше купить? - выбираем седельный тягач, делимся опытом
    0
Прямой эфир
Последнее в рубрике «Бизнес экспедиторов и перевозчиков»
Все материалы