1
24 апреля 2017

Эволюция логистики: что останавливает «уберизацию» рынка грузоперевозок



Традиционные операторы грузоперевозок готовы внедрять новые технологии. Но есть барьеры, которые не позволят перейти к работе без посредников в ближайшие годы. Российский транспортный бизнес не оказался на обочине внедрения передовых технологий и последние мировые тренды находят в России практическое применение. На рынке есть предложения по «уберизации» грузоперевозок, идут испытания беспилотных транспортных средств, развиваются сервисы геолокации. Тем не менее, степень внедрения таких технологий остается низкой.

Программные продукты, аналогичные Uber, как инструмент автоматизации процессов организации грузоперевозок на рынке востребованы давно. Новый формат взаимодействия «заказчик — перевозчик» на основе IT-платформы (мобильное приложение) позволит всем участникам сократить время реакции, снизить издержки на содержание персонала и исключить риск возникновения ошибок в коммуникациях. Основная идея «уберизации» — связать напрямую грузовладельцев и перевозчиков, обеспечить максимально эффективное использование транспорта, за счет чего снизить затраты на логистику. Все это требует не столько технической реализации, сколько глобальных изменений в отрасли. Модель, основанная только на IT-продукте «без посредников», не будет реализована в ближайшие годы в масштабах всего рынка. Прогрессу препятствует сразу несколько барьеров.

Законодательство о перевозках

Несмотря на то, что логистическая отрасль получила новый Устав автомобильного транспорта, Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности, регламенты по документообороту, налоговая практика не отвечает современным требованиям автоматизации. На уровне ведомственных законов и инструкций не появилось понятие электронного документооборота в автоперевозках, по-прежнему в обиходе оригинал доверенности на получение грузов. Унификации товаросопроводительных документов до сих пор не произошло, сохранилось дублирование функций в основных товаросопроводительных документах (ТТН, ТрН, ТОРГ). Отраслевым объединениям (ассоциации, союзы, советы, профильные комитеты Госдумы и т.п.) необходимо активно менять и упрощать нормативное поле. Первым «лучиком света» можно считать недавнее поручение правительства о разработке регламента по электронной накладной.

Корпоративные споры

На уровне международных корпораций сохраняются жесткие правила по закупкам логистических услуг, призванные оптимизировать затраты и решать вопросы безопасности доставки. Как правило, иностранные штаб-квартиры не готовы идти навстречу российским подразделениям по внесению изменений в процедуры и регламенты. Отечественный бизнес часто просто копирует западные процедуры. Также проблематично идет IT-интеграция логистических провайдеров и грузоотправителей. При этом «юридическое лобби» участников процесса перевозок усложняет типовой договор перевозки, хотя и существует общая законодательная база (ФЗ о ТЭД, Правила перевозок и т.п.). В качестве положительного примера можно привести опыт Германии. Там были разработаны общие правила экспедиторов (ADSp), которые заменили сложные договорные конструкции: в заявке достаточно указать, что данная перевозка выполняется по этим правилам.

Системные причины

В России транспортно-логистический рынок слишком фрагментирован, внедрение новых технологий требует больших усилий, нежели на консолидированном рынке. Периодически возникает дисбаланс между спросом и предложением транспорта, что снижает мотивацию сторон к инновациям, так как часть задач по оптимизации решается путем ценового диктата. Разработка и внедрение современных программных продуктов и технологий на транспорте требует серьезных вложений в НИОКР. Можно считать, что отсутствие ясной стратегии развития логистической отрасли и существенной поддержки со стороны государства или финансового сектора сдерживают опережающее продвижение Uber и подобных продуктов.

Влияние онлайн-агрегаторов на бизнес

По сути, онлайн-агрегаторы сейчас начинают выполнять функции экспедиторов, эволюционируют от IT-платформы к полноценному транспортному провайдеру с полным комплексом сервиса и ответственности. Одновременно с этим традиционные логистические компании не стоят на месте, оцифровывают свои процессы, беря за основу эффективные бизнес-модели, развивают подобные продукты.

Сейчас логистические операторы решают свои текущие задачи по расширению базы подрядчиков и маркетингу, но в синергии «реального» практического опыта и новых IT-технологий появляются конкурентные решения. В частности, у некоторых компаний на базе софта решена задача по обратной загрузке транспорта, что в свою очередь планомерно ведет к снижению тарифов на доставку для клиентов, одновременно повышая эффективность использования транспорта перевозчика. Тренд развития агрегаторов прослеживается, но вряд ли они займут значительную долю рынка, особенно в контрактных грузоперевозках. «Уберизация» — это перспектива для срочных перевозок.

Фото: Getty Images Источник: Forbes

2 комментария
Юрий Антипенко 27 апреля 2017, 18:07 0
да что-то никакой эволюции не происходит! Есть ICD, но вот чего-то они даже окупиться не могут
Александр Прудников 27 апреля 2017, 18:07 +1
Да не для нашего менталитета такие вещи

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир