Эксперт: «Главная опасность для власти в том, что протест дальнобойщиков сольется с другими»
В стране продолжается протест дальнобойщиков, выступающих за отмену системы «Платон». В некоторых регионах протест перешел в «молчаливую» форму: водители попросту отказываются выходить на работу или выставляют фуры вдоль дорог. К примеру, под Челябинском такая ситуация сложилась на автодороге «Восточный обход, где «дальнобои» молча встали вряд без лозунгов и плакатов. О том, во что могут вылиться протесты водителей большегрузов, рассуждает политтехнолог, координатор проекта «PR-дозор» Евгений Маклаков:
— «Из-за протестов «навальнистов», терактов и бомбардировок Сирии тема забастовки дальнобойщиков не очень заметна в информационной повестке. Если же верить публикациям в соцсетях, протестная волна, не только не уменьшалась, но, наоборот, растет.
При этом очевидно, что до масштабов заявленной Всероссийской забастовки эти акции не дотягивают как минимум по двум причинам — невысокий уровень согласованности действий их организаторов и несопоставимость ресурса властей и дальнобойщиков.
В пользу версии о политизации акции свидетельствует то, что наряду с традиционными формами протеста дальнобойщиков — отказ от перевозок грузов, митинги, стояние автомашин на обочинах федеральных трасс и т.п. — все чаще в СМИ упоминаются согласованные пикеты, всевозможные встречи с депутатами Госдумы и представителями местной администрации, обращения «дальнобоев» и петиции к правительству, президенту и т.п.
Среди протестующих появились и «штрейхбрекеры». Под давлением различных сил, действующих в интересах власти, они стали использовать те способы протестной борьбы, которые раньше большинством водителей-дальнобойщиков отвергались, как бессмысленные и бесполезные.
Во многих городах страны всевозможные политические партии и организации (КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия», НОД, ТИГР и др.) фактически руководят протестами дальнобойщиков. И это сказывается на характере протеста — он стал более соглашательским, отличающимся лояльностью ко всем политическим силам, которые обещают помочь, невзирая на их идеологию.
Сейчас главная опасность для власти в том, что на фоне общей кризисной повестки протест «дальнобойщиков» сольется с другими – коррупционными, коммунальными, социальными. Сформируется новая единая протестная среда, в которой разных людей, живущих в разных городах, работающих на разных предприятиях, занимающих разные социальные позиции, разные причины выведут на общий митинг. Их объединит общее возмущение и желание противостоять тому, что ухудшает их жизнь.
Попытка усиления антитеррористической повестки и нивелирования протестных митингов с помощью народных сходов, концертов, собраний оказалась неудачной. Попытались организовать перенос острия критики с премьера на Игоря Ротенберга — тоже не удалось. Политический блок администрации президента сейчас в цейтноте – очень мало времени на перекраивание внутренней повестки. Будем ждать!»