«Думали, что постоят, покричат да разъедутся». Что заставляет владельцев крупных компаний бастовать
Правительство страны игнорирует всероссийскую стачку дальнобойщиков, начавшуюся 27 марта. Но похоже, что такая тактика уже не работает. Вопреки ожиданиям скептиков, протест не утихает. Более того, владельцы транспортных компаний, чьи водители не участвуют в стачке, начинают сочувствовать протестующим и даже выражают готовность встать в их ряды. «У меня нет слов. Не понимаю, почему власти не хотят услышать протестующих. Ведь среди них только индивидуальные предприниматели. А для них „Платон“ — это реально тяжкое бремя. Намного более тяжелое, чем для нас — компаний, располагающих десятками машин в парке. У нас больше обороты, больше маржа. К индивидуальным предпринимателям нужен индивидуальный подход. Я хочу их поддержать. Возможно, встанем в их ряды», — говорит владелец одной из транспортных компаний Северо–Западного региона.
«Откровенно говоря, думали, что постоят, покричат да разъедутся. Семьи же кормить надо. Но они не расходятся, и это уже начинает немного беспокоить», — заявлял один из чиновников, наблюдавший за протестом с самого начала. Водители грузовиков, в основном индивидуальные предприниматели, пока не намерены разъезжаться. Они полны решимости добиваться не только отмены системы сбора средств за проезд по федеральным трассам «Платон», но и выдвигают политические требования: отставка правительства и президента.
Пресса на минувшей неделе о стачке писала мало. Из–за затмившей все террористической атаки в петербургском метро о дальнобойщиках можно было узнавать в основном из социальных сетей. В них видно, как стремительно накаляется противостояние между индивидуальными предпринимателями и властью. В отдельных регионах дальнобойщики пытаются остановить штрейкбрехеров, тех, кто игнорирует стачку и продолжает возить грузы. Были случаи, когда сжигали грузовики. В Петербурге протестующие, обосновавшиеся на Московском шоссе, только забрасывали яйцами проезжающие фуры.
Некоторые владельцы петербургских транспортных компаний заявляют, что в акции не участвуют и не собираются участвовать, но очень надеются, что в результате действий протестующих повысятся тарифы на перевозку грузов. Тарифы в Петербурге пока не выросли. Проблем с доставкой грузов не возникает. «После объявления забастовки мы, честно говоря, ожидали осложнений с обеспечением бесперебойного вывоза груза. Заранее связывались с субподрядчиками и узнавали об их планах. Собственный автопарк, само собой, в забастовке не участвует. Но наши подрядчики — собственники автопарков, к счастью, тоже не бастуют, подают машины вовремя», — говорит представитель одной из логистических компаний.
Но в других регионах ситуация не такая спокойная, как в столицах. Представители некоторых перевозчиков отмечают, что затруднена доставка грузов в Северную Осетию, Дагестан и из этих регионов. В республику для разгона протестующих стянули бойцов Росгвардии, которые, как следует из опубликованных в соцсетях видеоматериалов, применяли для разгона участников акции протеста огнестрельное оружие и бронетехнику. Разгон дальнобойщиков осудили даже лояльные к президенту РФ Владимиру Путину граждане, например Союн Садыков, доверенное лицо президента РФ. «Я бизнесмен и не участвую в протестах, но это беспредел! Надо договариваться, а получается, если завтра мне что–нибудь не понравится и я выскажусь против — меня изобьют?» — возмущается один из транспортников.