1
16 марта 2017

«Если все останется, как есть, то уедем всей семьей»: Большое интервью дальнобойщика, уехавшего работать в Польшу



Интервью с Павлом Лукашонком, водителем-дальнобойщиком из Польши, получилось спонтанно. 27 февраля у нас на сайте появился текст с заголовком: «Почему белорусские дальнобойщики массово уезжают работать в Польшу?». Не будем останавливаться на пересказе сути материала, а скажем, что Павел оставил к заметке небольшой комментарий, прочитав который мы поняли: нужно делать интервью.

Д.С: Можете рассказать, чем занимались в Беларуси до отъезда в Польшу?

П.Л: С 2007 года зарабатываю водителем-международником. В Беларуси закончил колледж, затем получил высшее юридическое образование. Вот сейчас и работаю водителем. Скоро будет ровно два года, как я перебрался работать в Польшу.

Д.С: Можете рассказать, как переехали работать в другую страну?

П.Л: По правде говоря, помог товарищ. Его друг, к слову, мой нынешний шеф, в 2015 году искал водителя в свою компанию.



У него были две новенькие Scania, но поляки не захотели работать посменно: им нужно каждые выходные дома быть, в костел ходить. Украинцев он принципиально не хотел брать. В общем, искал белоруса.



«Люди из “третьего мира” забирают их хлеб и работают за копейки»

Д.С: Что значит «не захотели работать»? У поляков высокие требования к работодателю, что с ними сложно договориться? И как вообще к водителям из Беларуси и России относятся?

П.Л: Полякам нужно работать так: максимум две недели, и потом на выходные домой — к родным. Иначе — никак.

Плюс, моя фирма находится в Люблине, Восточная Польша. Здесь транспортных компаний мало. Они, в основном, на Западной части — в Познани, Гданьске. Да и многим моим коллегам уже перевалило за 60 лет.

Возможно я чуть предвзято отношусь, но то, как с поляками раньше работа была поставлена, мне до сих пор кажется чем-то весьма странным: шеф может позвонить водителю, а тот без объяснения причин просто откажется ехать. В Беларуси я такое встречал, но крайне редко. Здесь же это серьезная проблема.

Но с приходом белорусов ситуация, как мне кажется, поменялась. Лично я понимаю, что самое ценное в отношениях с шефом — это доверие: он уверен, что, допустим, завтра я выеду на загрузку, а через два дня приеду обратно.

Требования свои есть, но они немудреные: работать честно и быстро. С перерывами на сон, конечно, но не по 15 — 16 часов в сутки. Главное, чтобы по моей вине машина не стояла. Плюс, оплата у нас за сутки, а не за километры.

Из российских водителей здесь только калининградцы. Все же в большинстве, работают украинцы и белорусы, но к украинцам относятся хуже. Они ездят за меньшие деньги, и некоторые поляки недовольны, что люди из “третьего мира” забирают их хлеб и работают за копейки. Насчет украинцев соглашусь: я бы за такие деньги, которые им платят, не поехал бы из дома на два месяца. Но видимо, дела в Украине с работой обстоят гораздо хуже.

Но с большего мне поляки очень приятные люди. У меня уже среди местных появились друзья, с которыми я познакомился на загрузках. Они мне тут презенты и посылки присылают на адрес шефа.



«Нет никаких вычетов за колеса, царапины на машине и прочих подводных камней»

Д.С: Скажите, только честно, сложно было решиться на перемену места работы? Уехать из страны? И вообще, вы согласились без раздумий или сомневались? Что для вас стало решающим фактором?

П.Л: Решился я на это легко. На тот момент я заканчивал университет и собирался увольняться с прежней конторы. И в этот же момент поступило предложение уехать поработать в Польшу. Я, вообще не сомневаясь, сразу же согласился. Здесь заработок обещали достойный.

Но, честно говоря, сразу планировал остаться на год-два. Думал построить квартиру, купить машину. Но как обычно, денег много не бывает, поэтому и решил продолжить работать. Сейчас вот купил квартиру в Минске, правда, в долги большие влез.

Но скажу, что не только деньги заставляли остаться. В отличие от белорусских фирм здесь есть стабильность. То есть, ты знаешь, что за месяц заработаешь хорошие деньги. Нет никаких вычетов за колеса, царапины на машине и прочих подводных камней, которыми грешат белорусские фирмы.

Естественно, решающим фактором для меня стала зарплата. Здесь, в Беларуси, я бы столько не заработал ни на международных перевозках, ни дальнобойщиком. Кто бы что ни говорил, в Беларуси тысячу евро в месяц в этой сфере не получают.

Были мысли сюда с семьей переехать жить. Шеф обещал помочь с трудоустройством супруги. Мы уже планировали продавать недвижимость в Беларуси. Но получилось так, что полгода назаду меня родился сын, поэтому пока повременили.

Но если бы не ребенок, 100 процентов уехали бы жить в Польшу. Здесь уровень жизни намного выше, чем в Беларуси.



«Мы ведь сами такую жизнь для себя выбрали»

Д.С: Немного банальный вопрос, но тем не менее, вы скучаете по родине, по родным? На праздники отпускают?

П.Л: Скучаю, конечно! Сейчас хорошо интернет есть. Скайп, Вайбер, Вотсап… Жена видео снимает с детьми, так как-то полегче. Мы ведь сами такую жизнь для себя выбрали. Молодые еще, хочется, чтобы все было, чтобы детям ни в чем не отказывать.

Домой ездим по графику. Если время пришло, то уезжаешь домой. На праздники нас практически всех шеф отпустил. Только пара водителей встречала Новый год в Боснии и Герцеговине. Зато на Рождество мы, все белорусы, работали, а поляки отдыхали. Для них этот праздник — святое.

«В Беларуси средняя зарплата с учетом всех вычетов получается максимум 650 евро. В Польше — 1000 — 1100»

Д.С: Скажите, на ваш взгляд, сколько, в среднем, можно заработать дальнобойщиком в Беларуси и в Польше за месяц?

П.Л: Смотря, как работать. В среднем график такой: месяц работаешь и две недели дома. В Беларуси средняя зарплата с учетом всех вычетов получается максимум 650 евро. В Польше — 1000 — 1100. Это со всеми выходными и праздниками.

Здесь иностранцам, конечно, сложнее: поляки на выходные уезжают домой, а я месяц живу в кабине, а потом на две недели домой. Но на зарплате это сильно не отражается.

«Ты ездишь по хорошим дорогам и платишь разумные деньги»

Д.С: Сейчас многие российские дальнобойщики протестуют против системы «Платон». Скажите, как обстоят дела с оплатой дорог в ЕС?

П.Л: Здесь никто не протестует по поводу дорог, потому что все обоснованно: ты ездишь по хорошим дорогам и платишь разумные деньги. Ну, как платишь. Все сборы ложатся на владельца компании. И здесь я никогда не слышал никаких жалоб и протестов. Тем более, что в Польше и вообще самые дешевые дороги в Европе. В Германии и Чехии тоже недорогие, особенно если учесть, что у тебя грузовик стандарта Евро-6.

Д.С: А как дела с придорожными кафе, стоянками? И можно поподробнее про дороги?

П.Л: Дороги хорошие. Если сравнивать с Беларусью, то здесь дороги на порядок лучше. Поляки практически все дороги отремонтировали. Есть, конечно, плохие, но они скорее регионального значения.

В Румынии весьма достойные дороги. Да, у них нет автобанов, но им Евросоюз недавно выделил деньги на ремонт и строительство. И ведь есть результат!

Кстати, стоянки намного лучше, чем в Беларуси. В России много стоянок, а вот в Беларуси инфраструктура слабо развита. Платных стоянок очень мало. Если они и есть, то там становится от силы пять машин.

В Евросоюзе стоянок хватает, но вот в Германии и Австрии с этим тяжело. После 18:00 место найти невозможно — все занято. Приходится занимать в пять вечера и утром рано выезжать.



«Здесь тебя никто не будет трясти штрафы»

Д.С: Скажите, а какие документы нужны были для работы? Какая виза? За чей счет все оформление происходило? И можете описать сам процесс?

П.Л: После общения с шефом по телефону, я отправил все копии документов — паспорта и визы. Две-три недели он мне делал разрешение на работу. Уже с ним в Варшаве, в транспортной инспекции, мне подготовили свидетельство водителя, подтверждающее мое право работать в этой фирме. Его могут дать на полгода или на год. его выдают на срок действия вида на жительства либо визы. Например, сейчас у меня вид на жительство на три года, соответственно, последний раз свидетельство мне выдали на три года.

Плюс к этому, здесь нужно проходить различные курсы международников и сдавать психотесты. В кабине эти документы возить не нужно. Их смотрят только во время проверок на фирме.

Стоит сказать, что все документы мне делал шеф за свой счет. Но как я уже потом понял, мне повезло: в других фирмах водители все это делают за свои деньги.

Сперва у меня была простая шенгенская виза на два года. Но здесь возникла проблема с количеством дней пребывания, поэтому я оформил вид на жительство.

У меня была ситуация, что дни пребывания закончились, вид на жительство еще не готов. В паспорте большая красная печать, что документы на оформлении. Но здесь тебя никто не будет трясти штрафы и гонять по инстанциям. Разве что за пределы Польши не выпустят. Помню, три месяца не мог выехать, так жена с дочкой приезжали ко мне сюда в гости.

Д.С: А есть какие сложности по сравнению с прежней работой?

П.Л: Сложностей как таковых нет, кроме языка. Я вот подучиваю, но местные все равно понимают, что иностранец.

Если работаешь по всему Евросоюзу, нужен английский. На загрузках-выгрузках начинаешь вспоминать школу, что-то объяснять, говорить, а слов не всегда хватает.

У меня вообще специфическая работа — на химической бочке. Здесь еще нужно хорошо владеть терминологией. В Европе, я вам скажу, неплохие требования к уровню образованности водителей.

Но я все же думаю, что на польских номерах проще работать. Тебе не нужно заполнять разрешения на границах, ты не боишься таможенных служб, проверок. Только успевай аппараты для оплаты дорог включать. И все.

Самый большой плюс, что ты работаешь строго по закону, по тахографу и, ничего не нарушаешь. Не так, как в белорусских фирмах: карточку водителя достал и попер. Хоть сутками едь, лишь бы приехал побыстрее. Здесь свое время отработал и пошел на выходные.

Возможно, есть в Польше фирмы, которые работают не по правилам, но я таких, честно, не встречал.



«Один раз заплатил штраф, так выписали по минимуму, по другой статье»

Д.С: А все послушно оплачивают дороги или некоторые хитрят? И с местной дорожной инспекцией как дела обстоят?

П.Л: Совершенно никто не хитрит. Только если рейс длинный, то смотришь, где дороги дешевле, и едешь по километражу лишний круг, зато экономишь на оплате. Но так, чтобы не платить, такого нет.

Инспекторы польские лояльные, в большинстве своем. Один раз заплатил штраф, так выписали по минимуму, по другой статье, но официально и через протокол — без взяток.

Лихачить здесь любят, поэтому если поток движется быстро, ты тоже придерживаешься этой скорости. А вот если уже выцепят, то что пенять, когда не повезло.

Д.С: Вы бы советовали другим водителям здесь работать?

Да и однозначно! Отношение здесь гораздо лучше, чем в Беларуси. Конечно, хочется верить, что в когда-нибудь в моей стране ситуация изменится, и я смогу вернуться домой. Но если все останется, как есть, то уедем всей семьей.

Автор: Дмитрий Симонов Фото: Личный архив героя

22 комментария
Влад Попович 16 марта 2017, 17:47 +1
Согласен! Валить нужно! Ничего хорошего здесь не будет
Юрий Иванов 16 марта 2017, 17:47 0
А было разве что хорошее?
Владимир Лещенко 20 марта 2017, 11:23 -1
ну прям украинцы негры уже, за двп евро в месяц рпботабт. Оплата практически у вмех одинакова, что у белоруса, что у россиян, что у украинцев. Поляк д а, может на 5 нвро в сутки больше получать. ну а если вы работаете за 1100 евро в месяц, так вот это действительно копейки
Игорь Диваков 20 марта 2017, 16:53 0
интересно, за какие деньги работает автор этого комментария
Trucker71pl Malewicz 20 марта 2017, 13:09 -1
это вообще не понятно у кого интервью брали. У так называемого ЛБА. ГДЕ ТО ЧТО ТО УСЛЫШАЛ ОТ ДЕСяТЕРЫХ И В КУЧУ СОБРАЛ
Влад Попович 20 марта 2017, 16:55 0
«это вообще не понятно у кого интервью брали», — сказал человек с ником Trucker71pl Malewicz
Николай 20 марта 2017, 13:18 +1
Найти осталось нормальную pl фирму
Юрий Антипенко 20 марта 2017, 16:55 0
никаких проблем. Наших там много работает. Всегда найдутся знакомые знакомых
Виктор Ляльков 20 марта 2017, 14:22 +1
Все мои украинские знакомые работают от 1500€ до 2000€ в месяц. Хе хе. А автор за 1100€?
Георгий Якимов 20 марта 2017, 16:56 0
ЗП — это дело субъективное
Павел Ходан 20 марта 2017, 15:41 +1
Я так думаю что средне-годовая у него 1100€? А так ваще как-то моловато?
Никита Кремень 20 марта 2017, 16:56 0
Рассказывай про свои 5 тыс уе в месяц!
Владимир Лещенко 20 марта 2017, 17:31 -1
Если вы по поводу меня, так отвечу, в принципе за те же. Только дома. А то что поляки белорусов и украинцев разделяют как то, так это чушь. Одинаковые мы все для них, если надумают на деньги кинуть, так кинут и национальность не спросят
Влад Попович 21 марта 2017, 17:25 0
Это выводы из дома?
Слава LVN 20 марта 2017, 18:17 0
Всё правильно он написал и про хахлов которые готовы работать за корейки и про зарплату в европе Белорусии.Он же написал что зарплата с учетом всех высчет, а не то что 55 евро умножат на 31 день и кричат что зарабатывают 1700-2000. Реальная зарплата это что домой привез а не на бумаги.
Влад Попович 21 марта 2017, 17:25 0
Trucker71pl Malewicz 21 марта 2017, 00:42 -1
я с вас угараю)))))) вы с какой планеты
Алексей Банчук 21 марта 2017, 17:26 0
Видимо, не с твоей
Виктор Ляльков 21 марта 2017, 12:58 -1
Для 28042! Ты кацап великой нации? Научись с людьми общаться! А за больше 2000€ и поляки работают. И довольно таки нормально. Рассказ немного приукрашен.
Юрий Иванов 21 марта 2017, 17:27 0
Считать нужно свои деньги, а не чужие
Владимир Лещенко 21 марта 2017, 17:40 0
Нет, довелось и в Литве и в Польше поработать.
комментарий был удален

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир