«Это безумие!» Иностранцев разворачивают на границе с РБ-РФ и отправляют в объезд на 350 км
«Это безумие», — комментирует ситуацию на белорусско-российской границе казах с белорусским видом на жительство Максим Самойлов. Последние 15 лет мужчина живет в Витебской области. До сих пор спокойно ездил в Москву на машине по трассе М1. Но на днях на КПП «Красная Горка» под Смоленском его развернули обратно и сказали, что отныне транзит для иностранцев закрыт. Альтернативы две: или лететь на самолете, или проезжать через любой международный пункт пропуска. Ближайший такой — за 350 километров в Брянской области.
Новости о том, что открытая много лет белорусско-российская граница теперь закрыта для иностранцев, начали появляться пару месяцев назад. Люди рассказывают, что их разворачивают на границе и даже ссаживают с автобусов, ссылаясь на некое ужесточение законодательства. Хотя никаких официальных запретов или заявлений чиновников об изменениях не было.
Максим ездит в Россию каждый месяц, иногда и по несколько раз. Проблемы начались в конце сентября.
— Мы тогда ехали в Питер через Псков. Но там на границе нас развернула мобильная группа и сказала, что можно проехать только через Красную Горку. Тогда нас там пропустили, — рассказывает Максим. — Но спустя две недели развернули. Их не волновала ни моя белорусская прописка, ни вид на жительство, ни то, что в Казахстане давно не живу. Иностранец — и все. Пришлось ехать через Брянск. Круг получился в 500 километров.
В следующий раз Максим поехал в Россию уже на поезде. Несмотря на формальный запрет, кроме проводницы, его документы никто не проверял.
Журналисты съездили на границу, чтобы посмотреть на ситуацию.
О том, что мы выехали из Беларуси, понимаем только по синему дорожному знаку с надписью «Россия». Никакого контроля на нашей стороне нет. Через пару километров парковка, на которой стоит с десяток фур с европейскими номерами.
— У нас проблем с проездом нет, — говорит литовский дальнобойщик Владимир. — Я слышал про запреты, но водителей большегрузов они не касаются. Наш транзит регулируется специальными квотами на перевозки, поэтому нас пропускают, просто проверив документы. Правда, сократили количество пунктов пропуска, через которые мы можем пересекать границу.
Правда, раньше Владимир возил свои грузы в Смоленск через Лиозно — так ему было ближе. Но в конце прошлого года на его фирму пришла бумага от россиян с ограниченным списком пунктов пропуска, где фуры могут проехать в РФ с белорусской стороны.
— Сейчас для нас подходят только те трассы, на которых есть стационарные российские пограничные посты. Там, где их нет, можно проехать, конечно, на свой страх и риск. Но если попадешься, то развернут. И еще штраф выпишут в две тысячи российских рублей (около 60 белорусских. — TUT.BY), — объясняет новые правила водитель.
И такие случаи были. Сам Владимир рисковать не хочет и поэтому делает крюк в 150 километров.
— Скажут и нам через Украину заходить и делать крюк в 500 километров, будем там ездить. Мы же народ подневольный, — смеется мужчина.
Несмотря на открытую границу, тем, кто едет в РФ транзитом, нужна не только белорусская, но еще и российская виза. Владимир считает, что контроль появился как раз из-за того, что многие на этом экономили. Большой политики он в ситуации не видит.
— Должен признать, что и среди дальнобойщиков есть те, кто экономит на российской визе и ездит тут. Сейчас все деньги считают и не хотят платить лишнего, если есть лазейка для экономии, — признаётся водитель. — Но за последние полтора года пограничники проверили у меня паспорт всего один раз.
Наш разговор прерывает пограничник.
— Так, никаких интервью никому не давайте, — говорит он дальнобойщику.
Владимир не стал спорить (ему еще проходить контроль) и пошел в машину. Человек в форме сказал, что журналистам запрещено работать в приграничной зоне. Несмотря на то, что официально ее нет. За всеми комментариями работник погранслужбы сказал ехать к руководству КПП.
В нескольких сотнях метров под навесом находится стационарный пункт контроля. Шлагбаумов нет, очередей тоже. Но люди в форме останавливают практически каждую машину для проверки документов.
Почему так происходит, здесь не комментируют. Руководство лишь подтверждает информацию, что иностранцев здесь разворачивают. Зеленый свет — только для водителей большегрузов. Остальным нужно ехать на международные пункты пропуска, которых на белорусско-российской границе нет.
— И раньше закон был такой же, но просто он не применялся. Но сейчас нам поступило такое указание. Как бы там ни было, оснований для проезда здесь граждан третьих стран в настоящее время нет. Пропускаем только россиян и белорусов, — объяснил работник пункта пропуска.
Он уточнил, что так будет, пока руководство двух стран не согласует правила пересечения внутренней границы Союзного государства гражданами третьих стран. Статистику по нарушителям пограничник не раскрыл.
— Много таких, — коротко отметил работник КПП.
Прямо в этот момент мы увидели закон в действии. На наших глазах на границе развернули эстонца Олега. Он несколько дней провел у друзей в Беларуси и ехал к семье в Москву.
— У меня стоят и белорусская, и российская визы. Когда я въезжал со стороны Вильнюса, то я спросил, смогу ли я с ней транзитом въехать в РФ. Меня уверяли, что все будет в порядке. А здесь такое, — не понимает Олег.
Ему предложили два варианта объезда через международные пункты пропуска: или через Веселовку в Гомельской области, или Григоровщину на границе с Латвией. Навигатор показал, что до таможни — около 350 километров и почти 4 часа езды.
Из Красной Горки в объезд — более 350 километров и почти четыре часа езды.
— Я пытался выяснить, можно ли как-то иначе решить вопрос и проехать, но мне сказали, что договориться не получится. Мол, камеры все фиксируют, — рассказывает молодой человек. — Они объяснили, что после КПП будет еще три поста, и там меня все равно развернут. Еще могут дать штраф или задержать на 48 часов.
С границы Олег поехал на ближайшую заправку, чтобы снова взять недавно сданный прибор BelToll.
— Сделали бы просто отдельные ворота: одни для белорусов и россиян, вторые — для остальных иностранцев. И проблема была бы решена, — считает эстонец.
Молодой человек решил ехать в Москву через Брянск. С ним за компанию развернули и белоруску Елену. Ей нужно было добраться в Москву к восьми вечера. Подходящего поезда не было, поэтому она нашла водителя через популярный сервис поиска попутчиков.
— Я случайно попала во всю эту историю. Но теперь я понимаю, что никуда сегодня уже не успею. Придется переносить встречу, ведь мы доберемся до Москвы не раньше полуночи в лучшем случае. Это просто трэш какой-то, — комментирует ситуацию девушка.
Белоруска Елена решила добраться до Москвы через популярный сервис поиска попутчиков. Но ее тоже развернули за компанию.Через пару минут на заправку приехал и литовец Ромуальд. Ему опять нужно взять напрокат прибор оплаты проезда по дорогам, который он сдал полчаса назад.
— Полтора года назад ехал здесь — никаких проблем не было. А сейчас развернули. Хоть бы предупредил кто. Это ненормально. Если бы я знал, то я бы через Латвию из Литвы поехал. И визу белорусскую бы не оформлял, и за платные дороги бы не платил. Мне этот объезд выльется в нормальную сумму, — не скрывает эмоций мужчина.
Паспорта на границе, как оказалось, проверяют и у пассажиров машин с белорусскими и российскими номерами.
У белоруса Александра из-за новых правил пересечения границы чуть не сорвался серьезный контракт. Дело в том, что он ведет бизнес вместе с литовцами — они занимаются системами GPS-мониторинга транспорта. Один из офисов его компании находится в Смоленске.
— Мой коллега-литовец приехал из Вильнюса в Минск, чтобы мы вместе поехали в Смоленск на переговоры. У нас были назначены встречи с конкретными крупными клиентами. Но все сорвалось. Плюс к этому мы потеряли деньги за бронь гостиницы, — вспоминает Александр.
Причина все та же — запрет на пересечение белорусско-российской границы иностранцами. Объезд в полтысячи километров бизнесменов не устраивал.
— Литовцы пожали плечами, сказали, что такой дурости еще не видели, и поехали домой, — рассказывает мужчина. — В июле все было нормально.
Попасть транзитом через Беларусь в Россию иностранцы теперь могут только на самолете. Поезда и автобусы — под запретом. В компании Ecolines говорят, что полтора-два месяца назад при проверке паспортов на границе с Россией иностранных пассажиров начали высаживать.
— Если идет проверка документов, то иностранцев высаживают. Документы смотрят очень часто, но иногда бывает, что автобусы проезжают свободно. Билеты мы продаем, но письменно предупреждаем своих пассажиров о ситуации на границе и делаем пометку, что они предупреждены о возможных последствиях. Деньги за билет не возвращаются, — пояснили в компании.
Случаев, когда кого-то ссаживали с поездов, пока не было.
Контроль на границе между Беларусью и Россией исчез в 1995 году, когда вступил в силу Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между странами.
Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь
(подписан 21.02.1995 г., вступил в силу 11.08.1995 г.)
Статья 4
Договаривающиеся Стороны в условиях открытости границы между Российской Федерацией и Республикой Беларусь будут осуществлять на своих границах с третьими государствами надлежащие меры по обеспечению безопасности друг друга и сотрудничать на основе отдельных соглашений в решении между ними пограничных вопросов. Они будут согласовывать и принимать необходимые меры для взаимного обеспечения безвизового въезда, выезда и пребывания граждан одного государства на территории другого. Они согласуют также режим въезда, выезда и пребывания граждан третьих стран на территориях Договаривающихся Сторон.
Отдельно правила въезда для иностранцев стороны так и не согласовали. Но 20 лет, кажется, никто не видел в этом проблемы. Беларусь руководствуется тем, что без уточняющих положений действует принцип, по которому белорусско-российская граница открыта для всех.
Россия же считает, что при отсутствии дополнительных международных договоренностей действует внутреннее законодательство. И в РФ оно предполагает, что все иностранцы должны пройти обязательный пограничный и таможенный контроль на въезде и выезде.
— Граждане зарубежных стран пересекают границу Беларуси в международных пунктах пропуска, проходят соответствующий контроль, получают при этом миграционные карты общего с Россией образца. Мы считаем эти процедуры полностью достаточными для дальнейшего беспроблемного движения иностранцев по общему пространству Союзного государства, как это было последние 20 лет, — говорит пресс-секретарь МИД Беларуси Дмитрий Мирончик. — В любом случае, сейчас вопрос лежит в плоскости усовершенствования договорно-правовой базы, а не введения какой-то инфраструктуры.
В Госпогранкомитете не комментируют действия российских коллег. Пресс-секретарь Александр Тищенко сказал, что с белорусской стороны контроля нет и вводить его никто не собирается.
— С российской стороны, скорее, происходит миграционный контроль. Пограничным его назвать сложно. Официальных заявлений российской стороны, что граница закрыта, до сих пор не было. Все, что мы слышим от людей, — это частные истории, а не общая практика: кого-то проверили, кого-то — нет, — говорит пресс-секретарь ГПК Беларуси Александр Тищенко.
Если ничего не поменяется, то Беларусь фактически потеряет часть транзита по своей территории.
Россиянам это тоже не нравится. В частности, российские компании, которые организуют автобусные туры для европейцев по «Золотому кольцу», должны искать объездные пути. Это долго и дорого. В октябре в Министерстве культуры РФ прошло совещание по этому вопросу.
На этой встрече присутствовали и представители Российского союза туриндустрии. После консультаций им пообещали, что для организованных туристических групп пункт пропуска могут открыть. Но произойдет это не раньше весны следующего года.
Пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина предполагает, что причина нововведения — плохие отношения России и Европы.
Получить комментарии от Пограничной службы ФСБ и МИД России пока не удалось. Официальные запросы находятся на рассмотрении руководства.