Депутат Госдумы Потапов: «КС признал, что вводя «Платон», наломали дров»
По сообщениям СМИ, Конституционный суд России подтвердил законность системы «Платон». Тем временем представители дальнобойщиков не исключают обращения в Европейский суд по правам человека, если их требования будут проигнорированы.
Ситуацию комментирует депутат Госдумы Александр Потапов, который тесно сотрудничает с водителями большегрузов по данному вопросу: 31 мая Конституционный суд России (далее — КС) подытожил свои выводы и принял постановление относительно проверки на соответствие Конституции ряда нормативных актов. Я говорю о той части законодательства, которое связано со взиманием с большегрузных автомобилей платы за проезд. Де-факто речь, конечно, шла о системе «Платон», «плати за тонну». В СМИ говорят, что КС признал законной работу «Платона», однако если внимательно прочитать текст постановления, то ситуация уже не выглядит столь однозначной.
По сути, КС признал, что вводя «Платон», наломали дров. В постановлении есть интересная формулировка: «не исключается возложение дополнительной финансовой нагрузки на тех, кто наиболее интенсивно эксплуатирует автодороги». Но ведь «не исключать» и «обязательно взимать» — это не одно и то же. Более того, неясно, по каким критериям судить, кто интенсивнее «эксплуатирует дороги», а кто нет. Наши юристы еще проанализируют во всех деталях протокол слушаний вкупе с постановлением, однако уже сейчас видно, что вопрос может решиться к лучшему.
Обратите внимание: КС указал на недопустимость чрезмерного обременения предпринимателей в сфере грузоперевозок обязательными платежами. Хотя прямо не сказано, что система «Платон» фактически взимает дополнительный налог, но я вижу тут лавирование высшего оценивающего органа. Причем КС считает недопустимым для правительства устанавливать цифры финансовой нагрузки. Только Госдума имеет на это право. КС это признал, что очень важно.
В постановлении сказано, что плату нельзя повышать без указания на такую возможность в законе. В переводе с витиеватого юридического языка на обычную речь, данная формулировка означает, что правительство не имело права устанавливать цену за проезд. КС указал, что законодатель должен в разумные сроки установить и порядок определения оператора системы взимания платы, и критерии, которым оператор обязан соответствовать.
Что касается гипотетического обращения в Европейский суд по правам человека, то эта идея исходит из кругов грузоперевозчиков. Не знаю, есть ли им смысл так поступать, здесь они с нами не советовались. КС, кстати, ссылался на европейский опыт применения систем типа «Платон». Но мы уже видали таких «манагеров», которые слепо копируют Европу, не учитывая российские условия.
В своем доме мы должны сами разбираться, советуясь с грузоперевозчиками. Надо вместе работать, решая разные вопросы, что, кстати, относится не только к «Платону». Коллективный разум способен все хорошо взвесить, проанализировать, и только потом определить, обращаться ли в Европейский суд или нет.