«Надо открывать дверь ногой и требовать отмены «Платона» с другими налогами»
Перевозчик Андрей Бажутин и его соратники колесят по городам центральной России, Поволжья и Урала. Фура, фургон, легковушка — на каждом автомобиле символика Объединения перевозчиков России, ставшая крылатой фраза Медведева и наклейки «Нет Платону». В Перми парни из ОПР назначили встречу на просторной площадке сетевой АЗС на шоссе Космонавтов.
— А гаишники тут по вашу душу стоят? — спрашиваем у парней в футболках ОПР.
— Может, и по нашу. В других городах обычно из ФСБ приезжают и наблюдают со стороны. А здесь, в Перми, и нет никого.
Они выехали из Санкт-Петербурга 27 мая, в маршрутном листе — больше 30 городов за 28 дней, 110 часов в пути и 5237 км «на руле». В каждом городе Бажутин объясняет дальнобойщикам, почему им нужно объединиться.
«У каждого из перевозчиков есть шанс присоединиться, поучаствовать, задать свои вопросы, поделиться своими мыслями о том, как именно и что именно можно сделать ради извечного «Кому на Руси жить хорошо», — так представители Объединения перевозчиков России объясняют цель встреч с «большегрузным» сообществом.
В Перми парни из ОПР назначили встречу на просторной площадке сетевой АЗС на шоссе Космонавтов. Встречу без митингов, плакатов и демонстраций. Встречу, не чтобы покричать, а «для поговорить». И толпы дальнобойщиков, как на зимних протестных акциях, здесь не собралось.
«Объединение Перевозчиков России» возникло в ходе борьбы за права грузоперевозчиков, которая началась после введения системы «Платон» 15 ноября 2015 года. Тогда многие тысячи работающих в транспортной сфере как предприниматели, так и наемные работники поняли, что нужно объединенными усилиями устраивать массовую забастовку и протесты против поборов с грузовых машин и таким образом отстаивать собственные интересы. Так началась первая в России организованная протестная активность и массовая забастовка в сфере транспортных услуг. Водители, принимавшие участие в протестах и забастовке, довольно быстро поняли, что спонтанного протестного лагеря в Химках, поставленного под Москвой 3-го декабря, недостаточно. Для координированных и стратегических действий необходимо было создать организацию, объединяющую усилия наемных водителей и предпринимателей в транспортной сфере в разных регионах страны. В декабре 2015 года на собрании в Москве, в котором принимали участие водители, логисты и автовладельцы из 22 регионов, было принято решение параллельно с протестной активностью начать создавать объединения в регионах.
О протесте
— Мы едем по регионам, договариваемся с местными организациями, объясняем, помогаем, консультируем. Отвечаем на кучу вопросов. Зовем союзы в регионах объединиться в одну большую общественную организацию федерального уровня, которая станет большой силой и сможет требовать. И очень нужно, чтобы от регионов тоже шла инициатива!Я не аналитик, чтобы прогнозировать, что будет дальше. Ясно одно, чем быстрее нас Минтранс напугает и задушит, тем быстрее мы разбежимся по стране. Министр транспорта Соколов уже говорит, что надо сейчас поднимать плату за километр до 3,73. Но при этом даже в Москве стоит всего три рамки «Платона». Думаете, у Ротенберга нет денег, чтобы поставить нужное количество рамок? Нет, они сейчас наблюдают за нами, смотрят на наши действия. Мы для властей — быдло, но нам бежать и кричать «давайте свергнем того-то» смысла нет. Да не свергнем мы никого. Ну уйдет один, объявят «конкурс хороших людей» в стране, придет другой. И чего ждать от него? Какая разница, кто самый главный, нам-то нужно думать о себе и сейчас. Нам надо сформулировать четко наши требования, надо ограничить сроки и смотреть, что они в ответ будут делать.
У нас экономический протест. Есть всякие парнасы-шмарнасы, которым вечно надо кого-то свергнуть. Но гражданская война не нужна ни мне, ни тебе. И лучше в экономическом протесте, объединившись по профессиональному признаку, пытаться снизу что-то делать.
Первый шаг — собрать всю законодательную базу по дорожной инфраструктуре, по платному проезду, по всем законам, которые нас касаются. И уже с изложением нашего мнения про это всё — в Минтранс. Может быть, они с первого раза скажут, что нас услышали, поняли и готовы идти навстречу. А может быть и нет, тогда будем действовать дальше.
Об объединении
— У вас есть своя программа, в Екатеринбурге есть своя, в Кирове есть своя. Все сидят со своими программами и ждут манны небесной. Да любую из них можно свернуть в трубочку и засунуть… Но если все их сложить вместе, опубликовать, обсудить, то будет сформирована одна общая программа, с одной общей целью. Ведь цели-то у нас у всех совпадают по отмене «Платона» и транспортного налога.Незачем выдвигать кучу разных требований. Одна цель нужна, и требования конкретные, одни на всех! Нам нужно достучаться до правительства сейчас, потому что осенью пройдут выборы и они озвереют еще больше. А до следующих выборов — четыре года, и тогда нас растопчут, нас просто не будет.
С одной общей программой, которую поддерживают перевозчики всех регионов, мы можем зайти в Минтранс, нам этот коридор Совет по правам человека готов обеспечить.
Надо сейчас заходить, открывать дверь ногой и требовать отмены этого тройного налогообложения. Какую бы хорошую бизнес-модель для своего дела не выстроил каждый из нас, с тройным налогообложением ни у кого ничего не будет работать.
Я не агитирую именно за ОПР. У кого-то другого может лучше получится. Но когда хоть кто-то из нас пойдет в гору, надо перестать ломать комедию, скинуть короны и дальше идти. Всем вместе и за общей целью. И чтоб на каждой машине наклейка была, которая кому угодно скажет, что этот перевозчик свои права знает и законы тоже.
О политике
— Больше всех старались нас под крыло взять коммунисты, это и понятно, у них ресурсов побольше. ЛДПР не было, «справедливороссов» не было. Были оппозиционные партии: «Яблоко» аккуратненько заходило, люди Навального вокруг нас крутились, «ПАРНАС» был. Последние же из Питера, они даже хотели протестную активность, которую мы в Химках проводили, перетащить к себе, в «город революций». Пытались очернить меня, что за мной Кремль, а живу я на деньги ФСБ, пытались слить меня и слить протест. Из партии «Воля» приходили, предлагали возглавить протест, но мы им порекомендовали сесть на белого коня и скакать в другое место, что-нибудь другое возглавить.
Уже после того, как мы в Химках отстояли, я снова туда приехал, чтобы провести несколько встреч с юристами, ко мне в гостиницу пришли два майора в гражданском. Они отвезли меня в Химскинский РОВД и задавали глупые вопросы. Например, понимаю ли я, что экстремизм это проблема.
После этого всего мы сделали один вывод: мы не будем зависимы от кого-либо. Быть зависимым, особенно финансово, значит быть управляемым. Мы так не хотим, мы сами по себе.
Может ли ОПР перерасти в политическую партию? Да что угодно может быть, все зависит от ситуации в стране. Но сейчас мы не в политике, мы — в экономике.
Нас поддерживает Совет по правам человека и Дмитрий Потапенко с его бизнес-сообществом. Этого достаточно.
О проблемах
— От «Платона» надо избавляться, он вообще не обоснован здравым смыслом. Транспортный налог надо убирать. Для перевозчика, который по всей России мотается, это бред из-за разных базовых ставок в разных регионах. Ведь получается, что ты платишь по ставке в регионе, где зарегистрирован, а по факту колесишь совсем в другом месте, или машина вообще стоит из-за поломки или без заказа. Зато акциз надо оставить, который заведен в цену топлива. Пусть даже он будет выше, чем сейчас. Зато это честно — сколько проехал, столько и заплатил.С начала года с помощью системы «Платон» в федеральный бюджет поступило около 9,2 миллиардов рублей. По состоянию на 15 июня 2016 года к системе «Платон» подключено 252 400 компаний-перевозчиков, которые зарегистрировали 728 200 транспортных средств. В системе оформлено восемь миллионов маршрутных карт, перевозчикам выдано 486 тысяч бортовых устройств.
Есть и другие проблемы
Нас заставляют соблюдать режим труда и отдыха. О каком соблюдении можно говорить без соответствующей инфраструктуры. Здесь вообще надо наложить мораторий, пока Минтранс не соберет рабочую группу и не обсудит эту проблему.От нас понадобится по каждом региону проехать, показать свое видение, что, где и как должно располагаться, рассчитать маршруты и время. Мы с вами на этих дорогах работаем, не они.
Они говорят про строительство платных дорог, как в Европе. Можете сейчас камень в меня кинуть, но я говорю «стройте». Базара нет, стройте хороший участок дороги, качественный — будете брать за него плату. Но давайте перед этим обсудим: если вы берете с меня за этот кусок дороги, то давайте уберем что-то другое из кучи моих выплат как самозанятого предпринимателя.
О простых водилах
— У нас много ребят, которые работают «на хозяина». И много где хозяева переложили нагрузку от «Платона» на наемных водителей. И они смиряются с этим от незнания. Потому что пока по телевизору про это не покажут, они не поймут, что это их большая проблема. Но в зомбоящике показывают Украину и Сирию. Да наплевать на Украину и Сирию, это их проблемы, не наши! Давайте свои проблемы решать! Иногда хочется сказать Соколову, чтоб тариф не 3,73 рубля сделал, а 5, 10, 150 рублей. Может, тогда все перевозчики осознают проблему, может тогда у всех башка заработает…Собственную экономику мало кто считает. Даже год с годом не сравнивает. Вот ему сегодня 20 тысяч рублей, он загрузится и поедет за 20 тысяч. Потому что они ему нужны. А то, что расходная часть поездки составит 25 тысяч, он даже и не подумает посчитать. Половина из нас даже не знает, как амортизацию считать, как с НДС быть…
Каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, что от него нужна отдача. Не мы отменили тариф 3,73. Это сделал каждый, кто вышел тогда! Но теперь приехать на «Улитку» и помахать флагом — этого мало.
О себе
— Я вожу негабарит для промышленных предприятий. За последние полгода я подрастерял клиентов, потому что все силы отдаю нашему протесту. Я продал обе свои машины, чтобы на год хватило средств прожить. У меня семья, четверо детей. Но я уперся в эту проблему, мне терять нечего и я пойду до конца. Потому что до-ста-ло!О дорогах
— В Минтрансе говорят, что мы наносим ущерб дорогам. Какой именно ущерб? Где цифры, которые говорили бы об этом? Это какие-то секретные цифры… Автомобили, ввозимые в страну, имеют сертификацию в РФ, у каждого автомобиля есть разрешенная производителем максимальная масса. Если вы нам разрешаете покупать эти машины и ввозить их в страну, почему вы запрещаете нам их использовать? Вот этот автомобиль (показывает на фуру ОПР) может перевозить 23–24 тонны. Те параметры, которые нам установили, позволяют загрузить автомобиль на 16 тонн. Зачем тогда нам разрешают ввозить такой автомобиль? Чтобы нельзя было использовать в соответствии с его характеристиками?Они собрали 7 млрд рублей, где-то взяли еще 4 млрд, и распределили на 17 регионов, везде с перевесом на областные центры. Где-то областям вообще не досталось, где-то досталось в среднем 200 млн рублей. Этого, в среднем, хватит на ремонт 37 километров дороги. Это смешно! Приведу пример из Вологодской области, там как раз области досталось 200 млн рублей. Там есть дорога через Никольское — там 300 км бездорожья. Я не верю в те цифры, которые дает Минтранс. Они заявили, что за первые 7 месяцев работы системы «Платон» было собрано 7 млрд рублей, а до конца года будет собрано еще 13 млрд рублей. Лето, работы меньше, сезон отпусков, а сумма в итоге больше — несостыковка получаются…
Пермские дороги такие же, как и все. Объездная у вас неплохая, часто по ней езжу, но все, что на подъездах к городу — удручает. В самом городе Перми я не был давно, поэтому оценить не могу. После вас мы едем в Киров, эта дорога тоже сильно расстраивает.
О пермских дальнобойщиках
— Мы встречаемся сегодня первый раз. Я сам из Екатеринбурга. Ваши — нормальные уральские мужики! Противоречий, скандалов, недопонимания — ничего нет, мы все за одно и то же, ведь дорога всех нас кормит. Начинаем договариваться, расставляем приоритеты. Мы не пионеры и не пенсионеры, бояться нечего, мы все взрослые и понимаем, что мы делаем. В Тюмени на днях были — вот там ребята бушевали, а у вас парни спокойные и рассудительные.Что же ответили Бажутину пермские перевозчики, пришедшие на встречу? «Если наши цели совпадают, объединяться надо. Мы — за».
В тот же день стало известно, что Госдума отменила транспортный налог для тяжелых грузовиков. Правда, не навсегда, а до 2019 года. Сумма транспортного налога, исчисленная в отношении большегрузного ТС, уменьшается на сумму платы в систему «Платон», уплаченной в отношении этого грузовика в этом налоговом периоде.