Полгода "Платону", или Провал "протеста ржавых канистр"
Россия отметила полугодовой юбилей системы «Платон», то есть введения платы за проезд большегрузного транспорта весом более 12 тонн по федеральным трассам. В Петербурге к этой дате приурочили протестный митинг, а Конституционный суд вот-вот вынесет решение о конституционности так называемого Закона о платных дрогах. Власти же с усмешкой отчитываются об успехах и отменять явно ничего не собираются.
Российские дальнобойщики вступили в неравную борьбу с государством совершенно неожиданно для себя. Представители малого бизнеса (большинство из них — владельцы одного или нескольких грузовиков) традиционно избегали контактов с любой властью. Они были вроде таксистов — «люди длинной воли» с очень разным уровнем образования. Дальнобойщиков объединяла нелюбовь к уплате налогов, желание работать на себя и доходы чуть выше среднего. Если кто-то из них между рейсами случайно и голосовал, то, вполне может быть, что за Путина и «Единую Россию».
В 2015 году экономический кризис и семейство Ротенбергов (оплату с водителей собирает компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», бенефициаром которой является Игорь Ротенберг) вторглись в их незаметную для общества жизнь как цунами. Выяснилось, что новые дорожные сборы с большегрузного транспорта игнорировать не удастся, а размеры их таковы, что многие мелкие участники рынка могут оказаться банкротами.
Удивление дальнобойщиков очень быстро перешло в возмущение, и они, в отличие от большинства других обиженных властями групп российского населения, продемонстрировали чудеса самоорганизации. Вплоть до создания временных протестных лагерей и попыток заблокировать автомобильное движение в Москве и Петербурге. В результате их даже какое-то время поддерживала «прогрессивная общественность».
Итоги, правда, были неутешительные. Дальнобойщики протестовали как Лех Валенса на гданьских верфях, их «советники» из числа политической оппозиции набирали очки на этом протесте, призывая, среди прочего, по примеру польского протестного движения 1970-х годов проводить «забастовки солидарности». Но, как водится в России, «народ безмолвствовал», и протест, естественно, захлебнулся.
Каждый за себя
Причина очевидна — большинство россиян поддерживали дальнобойщиков только на словах. И все потому, что в предельно разобщенном российским обществе мало кто понимает, что защищать чужие интересы часто важнее, чем свои собственные. В противном случае, когда «придут за тобой», ты окажешься в полном одиночестве.С другой стороны, дальнобойщики хоть и говорили, что борются за общественные интересы, но изначально не демонстрировали готовности проводить протестные акции на благо общества в целом. Если бы, скажем, весь Петербург или вся Москва «встали» в забастовке солидарности, а водители выбили отмену системы «Платон», большинство из них наверняка расселось бы по грузовикам и отправилось домой.
Итоги и прогнозы
Далекое эхо митингов дальнобойщиков все еще слышно, и ближе к сентябрьским выборам оно, наверняка, заметно усилится. Тем более что реальный экономический эффект «Платона», включающий и массовые разорения владельцев грузовиков, станет заметен ближе к осени. Однако не приходится сомневаться, что власть и дальше будет аккуратно подавлять протест и радоваться росту сборов с бывших вольных водителей, а Конституционный суд подтвердит это ее право.Сами же россияне не готовы защищать права своих сограждан. И пока они так разобщены, делать с ними можно практически все что угодно: ко всему притерпятся и за все заплатят.
Автор — кандидат политических наук, эксперт по Центральной и Восточной Европе, обозреватель ряда СМИ. Автор еженедельной колонки на DW.