«Я не в восторге от «Платона», но раз это случилось...»
287 млн. рублей «платоновских» платежей было собрано в Татарстане за 4,5 месяца действия системы, в целом по России — 5,7 миллиарда. Об этом рассказали вчера в минтрансе РТ на пресс-конференции, посвященной подведению первых итогов апробации «Платона» и грядущим изменениям в его работе. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», грузоперевозчики РТ в целом смирились с новыми сборами как с неизбежностью, но требуют активизировать отлов «черных» коллег.
Кто должен оплачивать содержание дорог
Стоило ли затевать проект государственной системы взимания платы с большегрузов «Платон»? По сути, именно на этот вопрос попытались ответить на прошедшей вчера в министерстве транспорта и дорожного хозяйства РТ пресс-конференции, посвященной итогам выездного заседания рабочей группы по мониторингу функционирования «Платона». По мнению отвечавших на вопросы журналистов, пока мы видим только плюсы. Какие?Первый. «Платон» позволил провести ревизию автотранспорта весом свыше 12 т (плата взимается за проезд по федеральным трассам именно с таких авто). По словам генерального директора оператора «Платона» — ООО «РТ-Инвест транспортные системы» (РТИТС) — Александра Советникова, на данный момент в системе зарегистрировано 230 тыс. грузоперевозчиков 680 тыс. транспортных средств. Это 95% крупных грузоперевозчиков страны и более половины большегрузного транспорта России. Как пояснил пресс-секретарь РТИТС Олег Кириллов, всего в России 1 млн. 800 тыс. 12-тонников, но регистрации в системе подлежит примерно 1 млн.: остальное — транспорт военных, МЧС и так далее, а также грузовики, никогда не выезжающие на федеральные трассы…
В Татарстане прошли регистрацию 5 164 местных перевозчика, в парке которых 24 600 транспортных средств (это 90% 12-тонников РТ).
Второй. Введение «Платона» позволило получить первую статистику по грузовым автомобильным перевозкам и начать наводить порядок в этой сфере. Как заверил первый заместитель министра транспорта РФ Евгений Дитрих, в перспективе точные статданные о дорожной обстановке, получаемые благодаря «Платону», помогут эффективно выделять деньги на развитие и ремонт самых загруженных трасс.
Третий. Справедливость. По словам Дитриха, важно перейти к справедливому принципу, когда содержание дорог оплачивают те, кто их использует наиболее интенсивно. Напомним, базовый принцип «Платона» зиждется на следующей посылке. Большая доля транспортного налога и топливных акцизов сегодня приходится на владельцев легковых автомобилей, которых на конец 2014 года насчитывалось 40 млн., а не на компании-перевозчики, 1,5 — 2 млн. грузовиков которых преимущественно и разрушают дороги. Получается, владельцы легковушек за свой счет облегчают жизнь коммерческим грузоперевозчикам.
95% возвращается в экономику страны
Четвертый. «Платон» эволюционирует. 15 апреля в силу вступает ряд изменений в работе системы. С одной стороны, это ужесточение правил. Передвигаться по федеральным дорогам, не опасаясь штрафов, смогут только зарегистрированные в «Платоне» владельцы 12-тонников, разъяснил Дитрих: «С этого дня будут отменены так называемые разовые маршрутные карты, которые были открыты в пик регистрации в системе для тех, кто пришел на регистрацию только после начала ее работы, после 15 ноября 2015 года. Это был изначально временный инструмент, дающий дополнительное время перевозчикам для прохождения обязательной полноценной регистрации». С другой стороны, появляется не только кнут, но и пряник — в виде постоплаты (в течение месяца после проезда по маршруту, то есть уже по получении денег от заказчика). Она будет доступна перевозчикам, которые зарегистрированы в системе не менее двух месяцев, не имеют просроченных задолженностей и установили на свои машины бортовые устройства «Платон». Кроме того, правительство РФ изначально снизило тариф на 59% от предполагавшегося размера платы в 3,73 рубля за км, а в марте 2016 года продлило действие льготного тарифа — 1, 5293 рубля — до специального решения. Сколько продержится этот тариф, неизвестно. По мнению генерального директора ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс», президента некоммерческого партнерства «Логистика и автоперевозки Татарстана» (ЛАТ) Леонида Штейнберга, ставку не будут поднимать пару лет… Также сегодня прорабатывается возможность вычета из транспортного налога суммы, равной платежам компаний через систему «Платон».Пятый. Реальные деньги на реальные дела. За 4,5 месяца работы «Платона» в дорожный фонд собрано 5,7 млрд. рублей (в РТ — 287 миллионов.). «95 процентов получаемой оператором системы платы возвращается в экономику страны», — заверил Дитрих.
Деньги пойдут на региональные дорожные проекты и покроют дефицит региональных дорожных фондов. «Платон» позволит ускорить строительство инфраструктурных сооружений в регионах. В РТ первый такой проект — строительство мостового перехода в районе Мамадыша.
«Это один из региональных проектов, который впоследствии, если система заработает так, как мы полагаем, будет профинансирован, — сообщил, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин. — Сегодня прошли обоснование инвестиций, получили поручение от президента переходить к стадии проектирования. Оно продлится год-полтора».
Сколько стоит содержание самого «Платона», в пресс-службе РТИТС сказать затруднились, отметив, что это прояснится к концу года. В пресс-службе подчеркнули, что проект реализуется по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства концессионера по созданию системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования. Всего в создание системы было вложено 29 млрд. рублей.
«Это не потому, что дальнобойщики такие злодеи...»
Шестой. Пересмотр бизнес-планов. По мнению Дитриха, «Платон» стал стимулом для повышения эффективности для самих перевозчиков и их заказчиков: «Они стали более внимательно прорабатывать логистику, к примеру, мы видим, что продукты питания на 2 — 3 тысячи километров машиной отправлять перестали».Но ранее перевозчики указывали, что сборы «Платона» негативно отразятся на экономике их предприятий. Оправдались ли опасения? «Был небольшой ажиотаж в первое время, но он больше был вызван именно шумихой по этому поводу, и под нее часть перевозчиков пыталась повысить цену, — рассказал «БИЗНЕС Online» Советников. — Сейчас повышения цен нет, они вернулись на уровень, который был. Более того, легальные перевозчики говорят: вы нам помогли, поскольку помогли справиться с демпингом. Кто вчерную работал и демпинговал за счет того, что не платил налоги, НДС и так далее, сейчас вынужден доводить уровень своих цен до адекватного рыночного уровня. Так что здесь мы наблюдаем благодарность легальных перевозчиков».
Впрочем, сами предприниматели разошлись в своих оценках болезненности сборов. «На экономике предприятия они сказываются — платить ведь надо, — рассказал Штейнберг. — Если идешь по федеральной трассе 5 — 6 тысяч километров, должен заплатить в одну сторону 7,5 тысяч и обратно столько же. А для нас каждая копейка чувствительна: надо зарплату платить, налоги и так далее». «На экономике сказывается, — отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» индивидуальный предприниматель из Набережных Челнов Михаил Левашов. — Есть заказчики, которые идут навстречу, компенсируют какую-то часть, а кто-то не хочет. Нет, стоимость услуг не повышается, просто остается меньше денег на развитие, где-то на 5 — 6 процентов по итогам месяца. К тому же держим специального, человека, который занимается только «Платоном», — это дополнительные затраты для предприятия».
А вот по мнению генерального директора ООО «Транспортная компания «Логистика», вице-президента ЛАТ Рашита Калимуллина, на экономику предприятия сборы, можно сказать, не влияют. «В конце концов, за все платит конечный покупатель, — разъяснил он «БИЗНЕС Online». — Было время, некоторые наши заказчики не хотели компенсировать затраты на «Платон». Хорошо, говорим, тогда мы вам не будем возить. И они поняли, что так нельзя, ведь других перевозчиков нет. Кто поумнее, сразу сказал: главное, давайте машину — мы не можем долго держать продукцию. Словом, наш заказчик перекладывает сборы «Платона» в цену продукции. Это не потому, что дальнобойщики такие злодеи.
Многие сегодня едва выживают. Особенно те, кто взял кредит, у них экономика около нуля. Ниже нуля никто работать не будет, потому что через 2 — 3 месяца проешь оборотные средства, и начнут на тебя подавать в суд работники, банки. Поэтому пришлось убеждать заказчиков платить, и две трети сходу согласились, потому что не захотели оставаться без партнеров…
То есть на экономике предприятий, особенно крупных «Платон» не сказался, можно даже оценить его со знаком плюс. Потому что тот, кто по-дикому работал, сегодня все равно уходит с рынка — заказчикам становится невыгодно иметь с такими компаниями дело».
«Дикие» перевозчики все еще чувствуют себя вольготно
Седьмой. Повышение прозрачности отрасли. «Все большее количество грузоотправителей выбирает перевозчиков, которые работают вбелую, оплачивают все платежи», — заверил Дитрих. А вот тот, кто не регистрируется, полагается на авось, получает штрафы, как раз и делает скандальные выводы о негативном влиянии «Платона» на рынок, полагает замминистра транспорта. «Есть тот, кто пользуется моментом для того, чтобы подогреть ситуацию», — отметил он. Тем не менее крест на заблудших не поставлен. «Ожидаем, что зарегистрируются и те, кто раньше работал вчерную, не платил налогов, не контролировал требования к транспортным средствам», — поделился надеждой Советников.Тем не менее, по мнению Калимуллина, выбраковка «диких» перевозчиков идет недостаточно эффективно: «Пока в этом направлении плохо работают. Многие до сих пор ездят, игнорируя «Платон». Словом, эффективно администрировать пока не получается. Я не в восторге от «Платона», но раз это случилось, закон должен быть одинаковым для всех. Как будут ловить нарушителей? Пока эту черную работу, кажется, не умеют делать».
Отметим, что вчера же Дитрих, Советников, Сафин и заместитель руководителя федерального дорожного агентства Дмитрий Прончатов встретились с татарстанскими грузоперевозчиками. Жаль, что журналистов на встречу не позвали, тем более что, по словам самих бизнесменов, тональность рандеву была далека от недавних протестных выступлений. «Закон правительство подписало — чего теперь воевать?» — констатировал Штейнберг. По его словам, претензий к оператору «Платона» почти нет. С ним вполне согласен Левашов, который считает, что «Платон» «работает нормально», «критику учитывают», «на месте не стоят» и нынешняя система отличается от первоначального варианта в лучшую сторону. Единственное — Калимуллин посетовал на то, что если бы такие встречи проводили изначально, многих ошибок удалось бы избежать.