Президент «Linava» жалуется на ограничения в Западной Европе
Зарплата водителя, основную часть которой составляют суточные, продолжает оставаться острой проблемой. Так считает президент ассоциации «Linava» Эрландас Микенас. По его словам, другого выхода у перевозчиков нет. Если государство ужесточит бюрократический механизм, литовским перевозчикам придётся уйти с транспортного рынка.
«Хочу сказать, что литовские перевозчики не платят минимальную зарплату. По закону они обязаны платить сумму, равную минимальной зарплате, помноженной на коэффициент 1,3, но сотрудники транспортных компаний её не получают.
С одной стороны, хочется, чтобы у сотрудников транспортных компаний были все социальные гарантии, с другой стороны – в других государствах точно такая же система. На сегодняшний день наши грузы возят польские, румынские перевозчики. Вы когда-нибудь обращали внимание на то, сколько в Литве грузовых автомобилей с польскими номерами? Если нам придётся платить дополнительные налоги, мы будем вынуждены уйти с транспортного рынка» – сказал в интервью радиостанции «Žinių radijas» Э. Микенас.
По словам Э. Микенаса, водители, работающие на международных маршрутах, получают зарплату от 1300 до 2000 евро. Если в пенсионном возрасте они хотят жить более или менее прилично, им уже сейчас нужно задуматься о добровольных взносах в пенсионный фонд. На сегодняшний день другого выхода нет.
Водителей очень не хватает
По словам Э. Микенаса, на рынке чувствуется массовый дефицит водителей. «В этом году литовские перевозчики могут принять на работу 5600 водителей из третьих стран, однако водителей по-прежнему не хватает. Польские перевозчики устраивают водителей на работу в течение 3 недель, у нас процесс трудоустройства занимает 3 – 4 месяца. Я считаю, что это результат отсутствия диалога между государственными учреждениями. У перевозчиков нет времени ждать, они находят подходящих кандидатов иными способами» – говорит президент «Linava».Выживут ли на рынке литовские перевозчики?
«Если литовским перевозчикам придётся выполнять дополнительные бюрократические требования, у них появятся новые проблемы. Нам хватило германского закона о минимальной зарплате – представьте себе, сколько дополнительной волокиты при заполнении документов у компании, в парке которой тысяча автомобилей.Во Франции и в Бельгии запрещено проводить отдых в кабине грузового автомобиля. Да, есть возможность помыться, привести себя в порядок, но общей инфраструктуры нет. Для того, чтобы отдыхать в гостинице, водители вынуждены оставлять автомобиль с грузом без охраны и добираться до гостиницы на такси. В большинстве случаев рядом с гостиницами нет места для парковки автомобиля.
Все меры, принятые в последнее время крупнейшими государствами Старого континента, это не что иное, как ущемление законных прав наших перевозчиков», – утверждает Э. Микенас.
По словам Э. Микенаса, нынешняя ситуация оставляет желать лучшего – 28 государств ЕС «тянут одеяло на себя», т.е. ищут способы создать благоприятные условия для развития и защиты своих рынков.
«Перевозчики хотят работать в нормальных условиях. Международная обстановка очень напряжённая, все перевозчики (в том числе и литовские) ждут решения Европейской Комиссии по поводу закона Германии о минимальной зарплате, ждут действий России относительно нашумевших особенностей перевозок грузов третьих стран. По сравнению с другими странами, наши отношения с Россией самые лучшие. Нужно понимать, насколько транспорт важен для всей экономики. Литовские перевозчики не выходят на забастовки, у нас нормальный транспортный парк – мы хотим работать и заработать.
Транспорт – вторая по значению отрасль экономики, четвёртая по численности рабочей силы. Транспорт создаёт 12,5 проц. ВВП Литвы.
Новые рынки мы не завоевали. На сегодняшний день литовские перевозчики работают на пространстве от Казахстана до Марокко. Весь пирог давно разделён, нам остаётся собирать крохи. В Китай нам не попасть до тех пор, пока не будет межгосударственного соглашения. Китай – очень своеобразное государство. В Китай могут попасть только перевозчики тех стран, с которыми китайское правительство заключило международные соглашения, причём перевозчики не могут въезжать вглубь Китая более, чем на 60 км. Естественно, Китай для всех перевозчиков является рынком номер один. С Китаем очень успешно работают „Lietuvos geležinkeliai". Перевозчики тоже хотят сотрудничать с китайскими компаниями», – говорит Э. Микенас.