«Доходило до абсурда, пытались запретить вывешивать российские флаги»
1 марта заканчивается общероссийская забастовка дальнобойщиков, но это не значит, что закончен протест водителей большегрузных машин против системы «Платон». Сегодняшний репортаж из двух российских городов — Рязани и Петрозаводска.
Рязань
В дальнем конце парковки ТЦ «Премьер» в Рязани, совсем рядом с яркими красно-желтыми шатрами, стоят большегрузные автомобили — рязанский лагерь бастующих дальнобойщиков.Над машинами развеваются российские триколоры, кабины украшены лозунгами.
Введение автоматического дополнительного сбора с большегрузных автомобилей «Платон» вызвало массовое возмущение дальнобойщиков. После неудач московских акций дальнобойщиков в декабре 2015-январе-2016, протест расползся в регионы. Участники рязанского лагеря дальнобойщиков согласились ответить на вопросы корреспондента Vidsboku. Получилось вот такое коллективное интервью.
— Каковы требования протестующих и как долго продлится акция?
— Требование простое и единственное — отмена «Платона». Мы и так платим слишком много. Договорились не грузиться до 1 марта. То есть это полноценная забастовка. С такими взносами работать просто не имеет смысла. До этого и так фактически работали на запчасти и топливо, а если еще платить по три рубля с километра даже не государству, а частному лицу…
— Сколько человек из рязанцев поддерживают акцию?
— Всего на нашем собрании присутствовало около 130 дальнобойщиков. Можно сказать, что поддерживает сотня. Кто-то здесь, кто-то просто стоит по гаражам. Просто не грузятся. Есть, конечно, и те, кто пытается в этот период больше заработать, штрейкбрехеры, но им уже ничего не объяснишь, склад характера такой.
Около четырех часов дня — было 6 грузовых машин и около двух десятков протестующих дальнобойщиков.
— То есть не все дальнобойщики участвуют в протесте?
— В первую очередь участвуют частники. Те, кто работают на крупные транспортные компании, не могут пока присоединиться — они на договорах. Просто пока еще «Платон» не заработал в полную силу. Например, водители «Магнита» включают транспондер (прибор для быстрого проезда пунктов оплаты на платных автомобильных дорогах, парковках и т.п. — прим.Vidsboku) только когда находятся в Московской области, а выезжая за границы — выдергивают. Только когда «Платон» введут окончательно, уже никому не отсидеться — в транспондер уже заложен расчет и для «ГАЗелей», и для легковых автомобилей. Введут — встанут все.
— Как реагируют обычные рязанцы?
— Ну, когда видят, сигналят, приветствуют. Вот вчера подъезжали люди, с газом помогли, еще мед привезли и деньгами в общий котел сбросились. Вообще, хотелось бы, чтоб люди приходили, общались, поддерживали. Мы ж тут не ради самих себя стоим. Я вот вожу продукты и сам же их потом покупаю, сам вижу, как сильно всё дорожает, а будет еще дороже. Вот «ВиммБилльДан» (крупный производитель безалкогольных и молочных напитков — прим.Vidsboku) заявил, что из-за «Платона» стоимость их продуктов вырастет на 100%.
— Были попытки противодействия со стороны властей?
— Да, конечно, вчера в течение 12 часов нас фактически держали в осаде. Пригнали эвакуатор, пытались вывезти одну из фур. Собак служебных привезли — всё пытались найти хоть что-то. Доходило до абсурда, пытались запретить вывешивать российские флаги. Под предлогом очистки парковки от снега наши фуры удалось отогнать в дальний угол парковки, но снег при этом всё равно не убрали.
— А как реагирует администрация «Премьера»?
— Они бы, конечно, хотели, чтоб мы отсюда уехали, но законных оснований нас прогнать нет. Охранники нас вообще искренне поддерживают, понимают, что мы не от хорошей жизни тут встали. Вчера полиция предлагала нам переместиться к «Ленте», ну мы и предложили им проехать вместе с нами и там договориться с руководством магазина, что мы там будем стоять. Они наотрез отказались. В итоге договорились, что мы отъедем вглубь стоянки. Нам «cлово офицера» давали, обещали, что до 1 марта не будет никаких претензий…
Во время интервью внезапно подъезжает автомобиль ГИБДД, вышедший оттуда полковник, ссылаясь на совещание у губернатора, предлагает дальнобойщикам перенести лагерь к федеральной трассе у «М5молл», мотивируя это тем, что раз протестуют они против федерального решения, то и собираться надо у федеральной трассы. Дальнобойщики отказываются идти на уступки. Один из наиболее эмоциональных водителей настойчиво объясняет, что всё это только начало, и власть сама своими придирками усиливает народное недовольство. После десяти минут препирательств полицейский отправляется обратно в машину.
— Какими будут дальнейшие действия протестующих?
— Сейчас сложно об этом говорить, следующая цель — создание всероссийской ассоциации грузоперевозчиков. Ассоциация и будет решать, как поступать дальше, но, вероятно, протесты продолжатся.
Петрозаводск
Более ста большегрузных машин в Карелии не выезжают в рейсы — карельские дальнобойщики присоединились к всероссийской забастовке, которая проводится с 20 февраля по 1 марта. Главное требование – отмена введения платы за проезд по федеральным трассам (система «Платон»).Как рассказал руководитель Союза профессиональных водителей и перевозчиков Карелии Сергей Падалка, забастовка проводится по всей России, практически во всех регионах. Где-то дальнобойщики разбили протестные лагери, как, например, в Санкт-Петербурге или Вологде, где-то, как в республике Карелия, просто не выходят в рейсы и не берут заказы на перевозку грузов. По словам Сергея Падалка, делегация карельских дальнобойщиков недавно побывала в подмосковных Химках, где лагерь протеста разбит водителями с декабря прошлого года. Главное требование протестующих остается неизменным – они настаивают на отмене введенной недавно платы за проезд по федеральным трассам (так называемой системы «Платон»).
Как рассказал Сергей Падалка, в настоящее время по всей стране идет процесс объединения дальнобойщиков в единую общественную организацию.
«Мы должны действовать сообща, защищать свои права единым фронтом, — говорит Сергей Падалка. — В апреле в Москве состоится съезд, на котором будет приниматься решение о создании единой Ассоциации профессиональных водителей и перевозчиков. Сейчас подобные организации создаются в регионах, в том числе, такое объединение возникло и в Карелии».
По словам Сергея Падалка, средства массовой информации искажают ситуацию вокруг «Платона». В том числе, на карельском телевидении прошел сюжет о том, что введение «Платона» якобы никак не отразилось на ценах на продукты и товары в Карелии.
«Они умолчали о том факте, что уже через две недели после введения „Платона“ стоимость проезда одного километра для большегруза будет составлять 3,06 руб./км. Что повышает годовые затраты перевозчиков на 300-400 тысяч рублей. Говорить о том, что крупные карельские перевозчики не подняли цены на свои услуги, это как утверждать, что земля стоит на трех китах. Где логика? — комментирует Сергей Падалка. — Крупные перевозчики приобретали свой парк в лизинг. Я не знаю ни одного предпринимателя, занимающегося грузоперевозками, который пошел бы и купил 20-30 фур за собственные деньги. На фоне дешевеющего рубля повышение различных акцизов, ставок, недопустимо. Рынок грузоперевозок и раньше, до „Платона“, был низкорентабельным, а сегодня и подавно.
Никто не сможет позволить себе такой роскоши, чтобы не включить стоимость „Платона“ в свои услуги.
А рассказывать, на сколько подорожает молоко при перевозке в 20-тонной фуре, вообще смешно. Любой школьник знает: чтобы получить пакет молока, нужно завести скот на ферму, корма для скота… Я вам как перевозчик могу сказать, что все это перевозится на фурах. На молочный завод привезти упаковку, потом с завода привезти на склад оптовика, и только потом в магазин. Вот и посчитайте, сколько будет стоить пакет молока, если каждый вставит свои „16 копеек“ в затраты.
Нас в очередной раз обманули, как обманывали с транспортным налогом, когда обещали его отменить после введения акцизов на топливо. И есть еще много других примеров.
Так вот, что мы видим. Первый проект, на который пойдут деньги от „Платона“ – это платная объездная дорога вокруг Хабаровска. Это как вообще понимать? За наши деньги нам строят платные дороги?! По-моему, это уже перебор! На эти дороги каждый житель России, от бабушки до младенца, скидывается своими средствами, покупая товар в магазине с включенной в цену доставкой по „Платону“, и мы должны будем платить за проезд по этим дорогам! В общем, я не удивлюсь, если после постройки Гоголевского моста на нем появится пункт оплаты за проезд. Скоро уже будем платить за то, что дышим или за то, что вообще родились!»