Дальнобойщикам запретят ездить без регистрации в системе "Платон"
С 15 апреля регистрация дальнобойщиков в системе «Платон» станет обязательной. С ноября 2015 года владельцы фур массой свыше 12 тонн должны оплачивать проезд по федеральным трассам. Это можно сделать с помощью специальных бортовых устройств, а также маршрутных карт системы «Платон». При этом срок действия последних в середине весны сократится с 30 до 7 дней с момента приобретения, пишет приморская Деловая газета «Золотой Рог». «Платон» – благо для отрасли или лишнее бремя? С таким вопросом издание обратилось к региональным грузоперевозчикам.
«Это та разовая поездка, которую мы вводили, в основном ориентируясь на проблемы иностранных перевозчиков, которые не успевали пройти регистрацию, а им надо было как-то ездить. Этот сервис решили упразднять в связи с тем, что с 15 апреля 2016 года у нас вводится постоплатный принцип. Сейчас исключительно предоплатный — незарегистрированный должным образом в системе человек в постоплату попасть не может. Те, кто пользуется сервисом разовых маршрутных карт, поверьте, их не очень много, не смогут воспользоваться постоплатой. Мы говорим об этом заранее, у людей будет два месяца, чтобы в спокойном режиме пройти регистрацию», — пояснил «Коммерсантъ FM» коммерческий директор «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) Антон Замков.
Постоплату смогут осуществить только обладатели бортовых устройств, зарегистрированные в системе не менее двух месяцев. Также у них не должно быть долгов за проезд. Таким образом компания пытается стимулировать перевозчиков быстрее регистрироваться в системе. Однако для успешного функционирования «Платона» выпущено недостаточно специальной техники, отметил координатор проектов ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко.
«Возникла вот какая коллизия: если пользователи бортовых устройств имеют право на постоплату, то те, кто использует маршрутный лист, этой возможности не имеют. Наличие или отсутствие бортового устройства ставит субъекты бизнеса в заведомо проигрышную ситуацию относительно тех, у кого есть это бортовое устройство. Я сейчас даже не беру во внимание тот факт, что бортовых устройств физически на всех нет, и это уже вопрос для суда, для Федеральной антимонопольной службы», — подчеркнул Войтко.
На следующий день после ввода «Платона» его сайт завис на несколько часов. По словам представителей «РТИТС», сбой в работе произошел из-за хакерской атаки. Перевозчики ответили на запуск «Платона» митингами. В первую очередь их возмутило введение, по сути, третьего сбора, так как они уже обязаны оплачивать транспортный налог и акцизы на бензин. Протесты возле ТЦ «Мега» продолжаются по сей день, рассказала пресс-секретарь химкинских дальнобойщиков Анастасия Никитенко.
«С первого дня и по сегодняшний день по-прежнему фуры не пропускают, на всех въездах и выездах стоят машины ДПС, не дают никому присоединиться к протесту. Сейчас, например, часть представителей объезжают регионы, проводят собрания, создают союзы. Претензия, по сути, одна: с «Платоном» невозможно работать, ни у одного дальнобойщика не хватит денег на то, чтобы выплачивать практически полмиллиона в год», — объяснила Никитенко.
Сегодня, по данным оператора, в «Платоне» зарегистрировано 123 тыс. владельцев грузовиков, в парке которых около 650 тыс. машин. Пользователи оформили более 4 млн маршрутных карт.
ООО «РТИТС» уже объявило условия постоплаты в системе, пишет агентство городских новостей «Москва».
Из сообщения следует, что на постоплату (в течение месяца) с 15 апреля смогут рассчитывать только дисциплинированные перевозчики — без задолженностей и штрафов, зарегистрированные более двух месяцев подряд, и с машинами, оборудованными транспондером. Чтобы получить право на постоплату, нужно будет еще подать заявление в РТИТС. «Отсрочка по внесению платы будет предоставляться на один месяц. Для получения разрешения на использование постоплаты грузоперевозчику необходимо подать заявление оператору системы, что можно будет сделать с 15 апреля. Это позволит пользователям, которые соблюдают все необходимые условия, внести плату за пройденный километраж в течение месяца, следующего за расчетным», — заявил оператор «Платона».
По данным оператора, «Платон» уже собрал в дорожные фонды более 3,5 млрд рублей. РТИТС намерена с 15 апреля упразднить разовые маршрутные карты и сократить срок действия обычных маршрутных карт с 30 до 7 дней. Сейчас пользователи системы могут оформить разовую карту без регистрации в системе. С их отменой регистрация станет обязательной.
Опрос «Золотого Рога»: «Платон» – благо для отрасли или лишнее бремя?
В последнее время среди грузоперевозчиков распространилось не только отрицательное мнение о вводимой системе взимания платы «Платон». Появились и положительные отзывы о ее работе. Своим мнением о «Платоне» с Деловой газетой «Золотой Рог» поделились грузоперевозчики Приморского края.
Юрий Калинин, генеральный директор транспортной компании «Ольгерд»:
— Я отношусь к системе «Платон» положительно. Она делает рынок более прозрачным и более конкурентоспособным, так как вытаскивает нелегальных перевозчиков из «серой» зоны. Теперь они тоже будут платить налоги и не смогут демпинговать. Таким образом, все перевозчики оказываются в одинаковых условиях.
К тому же «Платон» удобен для работы и действует более эффективно, чем аппарат чиновников. Ведь чиновники как работают? Если срок выдачи разрешений не должен превышать 15 рабочих дней, то надо строго следовать букве закона, и ни раньше, ни позже разрешений никаких не выдавать (хотя формально процедуру можно провести и за один, и за два-три дня). Система «Платон» же является примером правильно организованного электронного взаимодействия бизнеса и власти. Перевозчик регистрирует личный кабинет с помощью электронных копий всех своих документов (оригиналы никуда приносить не надо). Далее эти документы оперативно проверяются, если с ними все в порядке – кабинет закрепляется за компанией. И в итоге перевозчик может оформлять маршрутные листы, которые сразу становятся действительными – не надо ждать 15 дней. Это быстро, и удобно, и очень важно в кризисное время. Ведь клиент не понимает, почему он должен ждать больше двух недель, чтобы перевозчик оформил разрешения и перевез груз.
Бесспорно, система только начинает свою работу, и у нее есть проблемы. Но ее постоянно прорабатывают. Например, если раньше сайт «Платона» зависал, не справляясь с большим объемом заявок на маршрутизацию, то уже через три месяца его работа наладилась. Перевозчикам выдаются бортовые устройства, через какое-то время будет создана возможность постоплаты. В общем, видна работа, здесь есть динамика и движение навстречу бизнесу.
Конечно же, дополнительные траты не очень радуют перевозчиков, но за проезд по дорогам платить надо. Это европейская практика. У меня есть опыт езды на личном автомобиле по дорогам Европы, и порой счет за определенные километры достигал 20-30 евро. И это плата за проезд на легковой машине! Так что на фоне западных расценок наши тарифы не выглядят драконовыми.
Михаил Куцкий, директор «Аверс Карго»:
— Я думаю, системой «Платон» надо оборудовать такси – вот сфера, где есть большой поток клиентов и процветают нелегалы. Водители не спят неделями, их транспортные средства не соответствуют техническим требованиям. А грузоперевозчики с автомобилями, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн, в основном работают легально и без того исправно платили налоги. К тому же, если компания пожелает сохранить «серую» оплату, она это сделает даже с бортовым устройством. Никто не будет выяснять, куда конкретно поехал автомобиль, груженый он был или нет, главное — оплатить маршрут «Платону». А с клиентом рассчитаться наличными не составит труда, и никто этих средств не увидит. Кто работал по таким схемам, так и будет продолжать.
Я считаю, что для грузоперевозчиков «Платон» – просто сбор денег, не более того. Причем дополнительный, никому ненужный в такое тяжелое время налог. Транспортная сфера и так переживает не лучшие времена, многие закрываются, уходят с рынка, грузооборот сокращается. Лишних денег ни у кого нет.
Вадим Дронов, генеральный директор грузового альянса Trofimoff:
— Предположим, что государство введет обязательные платежи не только за коммунальные услуги, но и за каждый хлопок входной двери. В чем смысл такого платежа и кому он понравится? Вот и в случае с системой «Платон» мы видим такое же дополнительное администрирование в уродливой форме, ни к чему не приводящее. Государство постоянно вводит какие-то новые обязательства. И если бы эти нововведения остались неизменными хотя бы в течение пяти лет… Но нет, нам теперь вменяют устанавливать то тахометр, то систему навигации, то бортовое устройство «Платон». А в таких условиях, когда правила игры постоянно меняются, бизнесу стабильность и не снится.
Перевозчики сейчас занимаются технологиями по минимизации издержек. Наши расходы растут, бремя оплаты тарифов «Платона» будет закладываться в стоимость перевозки и ляжет на плечи клиентов. Таким образом, государство соберет с народа дополнительные налоги нашими руками. Что ж, будем ждать прибавки к заработной плате как налоговые сотрудники (смеется).
Николай Вальков, директор компании «Берг»: «Конечно, платить за ремонт трасс необходимо, иначе дорог не будет. Но, во-первых, цена должна быть соизмеримой, а во-вторых, необходима отмена транспортного налога. В настоящий момент тариф «Платона» адекватный, но меня очень волнует один вопрос: куда пойдут собранные системой деньги? Сегодня именно этот вопрос должен волновать всех – ведь «Платон» активно заработает на Дальнем Востоке уже в середине апреля».
Вопрос распределения средств от системы «Платон» действительно актуален. Еще в начале декабря в соответствии с поручением Минтранса России в Росавтодоре состоялось рассмотрение первых семи претендентов на получение федеральной субсидии за счет средств, поступивших в дорожный фонд Российской Федерации от владельцев транспортных средств массой свыше 12 тонн. Свои проекты представили Башкортостан, Удмуртия, Коми, Пермский край, а также Вологодская и Новосибирская области. Подал заявку и наш ближайший сосед — Хабаровский край, представив проект объездной дороги вокруг столицы региона. Приморский край свои проекты не презентовал, хотя транспортным коридорам «Приморье-1» и «Приморье-2» (которых так ждут грузоперевозчики) софинансирование из средств «Платона» было бы не лишним.