Транспортный коллапс у ворот порта: ждать ли повторения?
Транспортная война между Россией и Польшей докатилась и до Литвы. Направлявшиеся в Западную Европу российские большегрузные автомашины, перед которыми с 1 февраля закрылась польская граница, вынуждены были повернуть на Клайпеду, чтобы оттуда морем попасть в Германию. Это явилось полной неожиданностью для паромных перевозчиков, отчего к началу прошлой недели у ворот морского паромного терминала образовался транспортный коллапс.
К чести литовских портовиков и морских перевозчиков, неделю назад с коллапсом им удалось справиться. Но где гарантия, что ситуация не повторится, если сейчас на белорусской границе ждут въезда в Литву еще более 400 грузовиков, направляющихся в Западную Европу? Польская граница для них до сих пор закрыта.
Кошмар на улице Кайрю
Первые российские фуры, которым было отказано во въезде на территорию Польши, появились в Клайпеде 2 февраля. Здесь их, надо сказать, никто не ждал. Два морских парома, работающие на линии Клайпеда – Киль, обслуживают автотранспортные компании на основе постоянных договоров, места на них (примерно на 120 фур) зарезервированы почти полностью на все шесть рейсов в неделю. Поэтому за один рейс они могли взять от силы по 2-3 российских фуры. Таким образом, к началу прошлой недели у ворот морского паромного терминала Клайпедской морской стивидорной компании (KLASCO) скопилось более 300 грузовиков с российскими номерами.Руководитель терминала Вацловас Григалаускас распорядился разместить на территории 150 прибывших из России автомашин, хотя ее площадь рассчитана не более чем на сотню. Здесь водители могли, по крайней мере, воспользоваться туалетом, получить воду и к тому же не тревожиться за безопасность груза. Еще 180 фур встали колонной на прилегающей к терминалу улице Кайрю, растянувшись на два с лишним километра. Но ни туалетов, ни воды в чистом поле, что по сути из себя представляет улица Кайрю, не было. Она едва не превратилась в антисанитарную зону, но 9 февраля дирекция Клайпедского морского государственного порта, в чьем ведении находится эта территория, завезла сюда биотуалеты и контейнеры для мусора.
«Город тоже не остался в стороне. Я только что вернулся с улицы Кайрю, беседовал с российскими водителями. Дальнобойщики – народ крепкий, привычный к неудобствам, да и взаимовыручка у них что надо. Разговаривали со мной приветливо, без злости и жалоб на ситуацию. Благодарили за участие литовских водителей, которые останавливались и спрашивали, какая помощь нужна. Сегодня Клайпедское отделение Мальтийского ордена привезло им термосы с горячим супом и чаем», – рассказал в минувший четверг «Литовскому курьеру» вице-мэр Клайпеды Артурас Шульцас. Он также сказал, что о безопасности российских водителей и грузов заботится полиция, регулярно патрулирующая улицу Кайрю. Как утверждал вице-мэр, ни одного инцидента за полторы недели не произошло, если не считать смерти одного водителя. По факту его смерти клайпедская полиция ведет досудебное расследование.
«Мы думаем, что он сам повесился. Я-то лично с ним не разговаривал, но слышал от ребят, что у него аккумулятор разрядился, просил помочь. Они и пришли в то утро, как обещали. А что довело его до самоубийства, поди знай. Нервы сдали? Так он и стоял-то всего три дня. Другие по неделе стоят, и ничего», – рассуждал водитель из Смоленска Александр, с которым нам довелось побеседовать.
Первая волна схлынула
Единственными, на кого жаловались российские дальнобойщики, были паромные перевозчики.«Стояли в очереди на паром полторы недели. Неужели за это время нельзя было пригнать в порт еще пяток-другой судов? Это ж сколько можно на нас заработать – по 750 евро с каждой фуры, неужели паромщикам деньги не нужны?», – возмущался тот же смоленский водитель Александр.
И напрасно возмущался. Морские паромы – линейные суда, работающие каждый на своей линии строго по графику. Снять внезапно паром, имеющий договорные обязательства, с линии и направить на другую практически невозможно.
«В сложившейся ситуации мы предприняли все возможное, чтобы уменьшить очередь. 12 февраля перебросили на кильскую линию вместо парома Optima Seaways более вместительный Athena Seaways со шведской линии. Он может взять на 20-30 грузовиков больше. Количество рейсов увеличили до семи в неделю, изменив расписание. В четверг, когда обычно паром идет на Киль не слишком загруженным, смогли погрузить на него 64 российских фуры. Сегодня очереди за воротами терминала уже нет, на самой территории стоит около 90 грузовиков, последние отправим в воскресенье или понедельник», – сообщил в минувшую пятницу «Литовскому курьеру» руководитель отдела коммуникаций и общественных связей по Балтийскому региону компании DFDS Seaways Вайдас Клумбис.
Мы побывали на морском паромном терминале в минувшую пятницу и не увидели на улице Кайрю ни одной российской фуры. Встретившихся по дороге на терминал два минских дальнобойщика поделились радостью: «В воскресенье обещают отправить в Киль, резервация у нас уже есть. Со вчерашнего дня стоим на самом терминале. Паромная компания второй день кормит водителей горячей пищей – пловом, курицей».
Прибывают новые фуры
«Мы держим ситуацию под контролем, постоянно на связи с морским перевозчиком – судоходной компанией DFDS Seaways. Как нам сообщил господин Клумбис, в воскресенье они отправили 73 фуры, осталось примерно 10, которые уйдут не сегодня-завтра. Тревожит другое: на паромный терминал вновь начинают прибывать российские большегрузные автомашины.Пока что положение, как заверил В. Клумбис, некритическое – пришло порядка 40-45 фур, которые поставили на территорию терминала. К четвергу все они будут переправлены в Германию. Но на белорусско-литовской границе скопилось более 400 грузовиков с российскими номерами, которые следуют в Западную Европу. Часть из них будет добираться туда через Латвию. Сколько придет в Клайпеду, неизвестно», – сообщил в понедельник «Литовскому курьеру» генеральный консул России в Клайпеде Александр Грачев.
В понедельник возобновились переговоры смешанной комиссии по международным транспортным перевозкам между Россией и Польшей. Сумеют ли они договориться, если три предыдущих раунда переговоров не дали результата? Камнем преткновения является количество разрешений на проезд автотранспорта по этим странам – так называемых дозволов. Поляки, перевозящие из Западной Европы 80% грузов на Россию, требуют для себя 100 тыс. дозволов на год, а россиянам предоставляют только 20 тыс. В 2015 году квота разрешений для Польши составляла 90 тыс., для России – 40 тыс., срок их действия закончился 1 февраля 2016 года.
Кроме того, Польша требует отменить федеральный закон 362-Ф3, принятый недавно Россией, который ужесточает контроль за иностранными перевозками. В частности, увеличивается штраф за нарушение польскими водителями льготного режима перевозок с 1,5 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, поскольку за те же нарушения в Польше российских транспортников штрафуют на 10-12 тыс. евро. Как считают в Польше, этим законом Россия ограничивает доступ польского транспорта к своему рынку. «Эти односторонние административные решения России противоречат международному праву в сфере грузоперевозок и польско-российскому соглашению от 1996 года. Это указывает на вытеснение польских перевозчиков с российского рынка», – заявил замминистра инфраструктуры и строительства Польши Ежи Шмит.
В свою очередь, Ассоциация международных автоперевозок России заявила, что «Польша как транзитное государство использует свое географическое положение как инструмент давления на российскую сторону, чтобы получить больше разрешений на грузоперевозки из западноевропейских стран». Тем не менее Россия на переговорах в начале февраля выразила готовность к компромиссу, но поскольку федеральные законы не отменяются в одночасье, попросила принять временно соглашение по перевозкам сроком на два месяца, чтобы разблокировать границы. Но Польша на это не пошла, хотя обе стороны уже несут огромные убытки.
Каждый день простоя, по данным Польской ассоциации автоперевозчиков, обходится транспортному сектору страны в 6 млн злотых (1,5 млн долл.).
Начиная с 1 февраля, когда российская граница для польских транспортников закрылась, они везут грузы на Россию до Литвы, где перегружают их на литовские и белорусские фуры. У России, для которой на днях закрылся и трафик на Запад через Западную Украину, остались три альтернативы, удорожающие грузоперевозки почти на 40%: направлять свой транспорт морем через Клайпеду и Санкт-Петербург, а еще лучше – через Финляндию, откуда паромы уходят в разных направлениях через каждые полчаса.