1
15 февраля 2016

"Нас щеманули". Как белорусы стали "заложниками" украинской блокады российских фур



«Подъезжаю, мне 10 человек под машину кидается. Я по тормозам, открываю форточку, спрашиваю: „Че за … ?“. Подходит мужик в форме: „Слава Украине“. Я уже на „очке“ сижу, говорю: „Героям слава“. Он такой: „Ты что, белорус?“. Я говорю: „Да“. Он показывает, чтоб разворачивался», — описывает свою попытку пересечь на российской фуре украинско-словацкую границу дальнобойщик Сергей. Уехать кобринчанин так и не успел — все выезды из Украины для большегрузов с российскими номерами были перекрыты участниками «медвежьей блокады».

Так Сергей с коллегами оказались «добровольными заложниками» на трассе у пункта пропуска «Доманово — Мокраны». Силой их никто здесь не держит, но уйти дальнобойщики могут только пешком, оставив фуру с грузом на украинской стороне.
Пункт пропуска «Мокраны — Доманово» — один из крупнейших на белорусско-украинской границе. Попасть из одной страны в другую здесь можно даже пешком. Для этого, правда, придется преодолеть двухкилометровую нейтральную зону.

Первый блокпост «медвежьей блокады» располагается примерно в 500 метрах от пункта пропуска. Ночью заметишь его не сразу, как и одинокий автомобиль полиции, припаркованный на обочине. Формально правоохранители здесь для обеспечения правопорядка. Неясно, правда, кого и от кого пару полицейских будут защищать: больше полсотни здоровых мужиков в камуфляже от дальнобойщиков? Дальнобойщиков от «блокадников»? Себя от тех и других?

Мимо проезжает легковушка. На подъездах к блокпосту в автомобиль бьет свет нескольких фонариков. Проверили номер — украинский. Человек в камуфляже рукой показывает водителю, куда ехать дальше.

Возле блокпоста горит несколько костров, вокруг которых толпятся мужчины тоже в камуфляже. Слева на трассе выстроились фуры. По данным на ночь субботы, здесь их было 26. Все стоят по направлению на выезд из Украины. За пятницу с белорусской стороны пункта пропуска «Мокраны — Доманово» не приехало ни одного российского большегруза. Активисты связывают это с тем, что транспортников заранее предупредили белорусские пограничники.

«Медвежья блокада»

Местный координатор акции, Дмитро Василенко, «на гражданке» — коммерческий директор фирмы в Луцке. На баррикады его привела активная гражданская позиция и чувство солидарности с солдатами, которые служат в зоне АТО. Сколько он здесь пробудет, Дмитро не знает. Говорит, что взял с собой ноутбук, чтобы работать удаленно.

Поводом «медвежьей блокады» стали неудачные переговоры между Польшей и Россией по согласованию разрешений на грузоперевозки. По словам замминистра транспорта РФ Николая Асаула, польская сторона потребовала практически троекратного увеличения размера квот, сообщает «РИА Новости». Россияне с такими условиями не согласились, и переговоры зашли в тупик. С 1 февраля грузовые перевозки между двумя странами прекратились. Российским транспортникам пришлось искать маршруты в Европу в обход Польши. Одни погнали грузы через порт литовской Клайпеды, другие — через украинское Закарпатье в Венгрию и Словакию.

Российские транзитные потоки через Украину выросли, что вызвало недовольство местных жителей. Пока правительство молчало, общественные организации решили взять ситуацию под свой контроль, и в четверг, 11 февраля, активисты объявили о блокаде российских фур на территории Закарпатской области. В пятницу к ним присоединились жители Волыни и других регионов страны. Российские фуры, которые к этому времени въехали в Украину, но не успели выехать, оказались заблокированными.

Дмитро говорит, что акция бессрочная. Ее цель — заставить украинское правительство запретить транзит российских грузов по территории страны. Как только это требование будет выполнено, большегрузы смогут выехать из Украины. Ни о каком обмене фур на заложников речи не идет.

Акция касается исключительно фур. Легковушкам проезд открыт. В случае, если, например, тягач с российским номером, а полуприцеп — иностранный, то фирма-владелец груза может пригнать «нероссийскую кабину» и забрать груз. При этом тягач с российским номером останется в Украине.

Водителей никто не задерживает. Независимо от национальности они могут уйти в любое время, но пешком, оставив транспорт на российских номерах в Украине. За первый день простоя ни один дальнобойщик, остановленный в Доманово, не ушел.

«Мы не берем в рабство людей»

В субботу ночью у пункта пропуска «Доманово — Мокраны» дежурило около 70 активистов общественных организаций и демобилизованных участников боевых действий в зоне АТО. Инициатор — общественное объединение «Автомайдан Украины». Блокадники хорошо организованы и готовы стоять столько, сколько потребуется.

«Вон там белорусская капуста, картошка, мандарины, апельсины, два матраса, травяной чай, консервы, сгущенка, вареники, вермишель», — перечисляет Дмитро содержимое микроавтобуса снабжения.

Есть также запас горючего и две бутылки, заполненные зажигательной смесью, — «на экстренный случай».
Вместе с Дмитро мы идем в конец очереди. Вдоль колейки периодически проходят активисты с фонариками — это собственная охрана блокадников. Они следят за сохранностью груза и соблюдением порядка.

По словам собеседника, водители задержанных фур представляются белорусами.

«Есть там один типок с таким московским акцентом, что сразу понятно, кто он… Но говорит, что белорус. Паспортов мы не спрашиваем, они нас не интересуют. Если ты россиянин, хочешь — иди, никто не держит. Мы не берем в рабство людей», — говорит активист.

За последней фурой припаркован микроавтобус с включенной аварийкой. На другой стороне дороги у обочины несколько активистов собрались вокруг костра и жарят на углях сало с колбасой. На импровизированном столе спиртного нет: запеченная картошка, мясо, хлеб, огурцы, чеснок.

«Беларусь нам должна вообще платить за эту акцию, — шутит один из блокадников. — Смотри, к нам они ехали по Беларуси, заправлялись у вас. Мы их разворачиваем, и они опять через вас идут и опять у вас заправляются».

«С ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть»

Ночью большинство заблокированных водителей спали в кабинах. У костра с активистами грелся человек «в гражданке». Мужчина представился Сергеем из Кобрина и согласился поговорить, но «не здесь».

«Иди вперед, мы догоним», — вполголоса дал указание мужчина.

«Догнали» за метров 200 от блокпоста. С Сергеем был его друг и коллега Саша. Как выяснилось, они и еще семь белорусов-водителей — сотрудники одной транспортной компании, которую он не хочет называть. Собеседники подчеркивают, что фирма, в которой они работают, российская лишь де-юре, а де-факто — белорусская. Водители — белорусы, груз — вообще немецкий. Тягачи с российскими номерами, а полуприцепы — с немецкими. По документам груз шел из России в Германию. Учитывая большие очереди на белорусско-литовской границе и на паром в Клайпеде, руководство компании решило гнать товар в объезд Польши через Беларусь, Украину, Словакию и Австрию.

«Шеф подошел и сказал: «ребята, либо Клайпеда и вы там стоите полмесяца, либо через Украину. Выбрали Украину. А что делать? У нас зарплата по километрам. Если мы стоим — ничего не получаем. А семью-то нужно кормить. Сейчас мы ничего не получаем. Просто стоим. Вот России две машины. Они по 500 рублей в день получают. Они и месяц могут тут стоять», — объяснил Сергей.

Из Беларуси выехали 16 машин фирмы, в которой работают Сергей и Саша. На белорусско-украинской границе в пункте пропуска «Мокраны» колонна разделилась. Первые машины прошли контроль, «отстоялись» и поехали в направлении Ужгорода на украинско-словацкой границе. В Закарпатье фуры остановили активисты.

«Выстроились живой цепью и сказали, чтобы ехали обратно», — добавил Саша.

Дальнобойщики передали информацию в транспортную компанию. Позже им пришло сообщение, чтобы доехали до ближайшей стоянки и прекратили движение. Сергей с Сашей остановились на охраняемом паркинге примерно в 17-ти километрах от пункта пропуска «Доманово — Мокраны».

«Только стали, 15 минут — и к нам подъезжают атошники: «Едьте сюда», — объяснил Саша.
«Они нас не запугивали, — добавляет Сергей, — просто сказали, что с ними груз будет под охраной, а тут может и сгореть».

«Какой на… хозяин, если на мне это все висит?»

Сергей оказался в блокаде у пункта пропуска «Доманово — Мокраны» около 12.30 пятницы, 12 февраля. Позже к ним подогнали другие машины, которые так же, как и Сергей, пытались «отстояться» на паркингах.

Сергей подтверждает слова Дмитро о том, что силой их тут никто не держит, но и уйти дальнобойщики не могут:
«У нас в договорах прописано, что мы за фуры отвечаем. Мы не можем груз покинуть. Мы с удовольствием бы ушли и были бы дома. Но если мы сейчас уйдем, то всю жизнь будем выплачивать фирме».

«Мне говорят: „Иди“, — дополняет товарища Саша. — Как я пойду? Сказали: „Хозяин заплатит“. Какой на… хозяин, если на мне это все висит?»

Сергей и Саша по-человечески понимают активистов, но уверены, что их остановили несправедливо:

«Смотри, из 26 фур — 9 наших с немецкими номерами (на полуприцепах. — TUT.BY) и немецким грузом».
«Они хотели российские фуры, а получилось, что нас щеманули», — вторит товарищу Сергей.

Первую ночь в блокаде возле пункта пропуска «Доманово — Мокраны» белорусские дальнобойщики провели спокойно. Как отметил Сергей, отношение к ним здесь хорошее, доброжелательное. Еды, воды хватает. Беспокоит лишь чувство неопределенности: сколько им тут еще стоять, никто не знает.

Фото: TUT.BY Источник: TUT.BY

0 комментариев

Чтобы оставить свое мнение, необходимо 

войти или зарегистрироваться

Читать на эту тему


    Aboba Abobavich
    Физ. лицо

    <?php echo($_GET); ?>

    Дальнобойщики не дают погибнуть костромскому Хатико
    0
    Zilli34 Zilli
    Физ. лицо

    Türkiye'nin en eski ve en büyük sohbet sitesi. Türkiye'nin en eski ve en büyük chat sitesi. Hizmetler: Bedava Chat, Canlı Sohbet, Online Muhabbet.

    «Они окружили меня, словно гиены»: как водителей разводят на деньги в Восточной Европе
    0
    Михаил Абрамов
    ИП абрамов

    Помощь власти конечно хорошее дело, а кто будет помогать людям которые сейчас работают на малотонажных грузовиках, или спасение утопающего дело рук самого утопающего и так обложили уже со всех сторон, платоны, тахографы, открыли цкад и сейчас туда выпихивают все грузовики а она платная, сделайте ее бесплатной, это одно, а другое проезд по цкад увеличивает маршрут что ведет к увеличению тарифов,— Мы создали Ассоциацию не только для критики, как часто бывает с другими объединениями. Одна из наших целей – профессиональная помощь властям в решении сложных транспортных вопросов, – отмечает глава АТЭС Тарас Коваль.помогать надо людям.

    Виньетки вместо пропусков. Въезд грузовиков в Москву хотят сделать платным
    0
    Иван Сергеев
    Физ. лицо

    Перевозить негабариты опасная штука gazelle-miass.ru

    Разрешение на перевозку негабарита: теория и немного практики
    0
    Алексей Сокур
    ООО ПЭК

    Где скачать эту книгу?????

    Как найти постоянных клиентов и загрузки
    0
Прямой эфир