Борьба со взятками как альтернатива «Платону»
О том, что сотрудники ГИБДД Петербурга и Ленобласти берут взятки за то, чтобы перегруженные тягачи ездили по дорогам безнаказанно, интернет-газета «Карповка» писала не раз. Оказалось, чиновники прекрасно знают об этой проблеме, и даже предлагают рецепты ее решения. Однако на это требуются многомиллионные вливания и политическая воля. И если перевозчики начнут работать по нормативам, это станет не менее выгодно для бюджета, чем налоговое ноу-хау — система сборов с большегрузных авто «Платон».
На дорогах Петербурга и Ленобласти продолжаются ДТП с участием большегрузных авто. В новогодние каникулы разбились сразу несколько тягачей – один в Апраксином Бору Тосненского района Ленобласти, два — на Васильевском острове. «В Апраксином Бору большегруз из-за перевеса не смог вовремя остановиться и допустил столкновение. Другие оказались разбитыми при разгрузке на стройках — пока заполненный стройматериалом сверх нормативов тягач доезжает до места выгрузки, песок и щебень в кузове утрясаются и смерзаются. При опрокидывании кузова для высыпания срывается целым пластом, в итоге многотонную машину просто швыряет на бок и переворачивает», — рассказали «Карповке» перевозчики.
Руководство большинства карьеров Ленобласти – песчаных, глиняных, гравийных и других – наладило порочную практику: в кузова и прицепы вывозящим стройматериал машинам отгружается вдвое больше, нежели допускается по нормативам безопасности. Согласно прописанным в законе допускам, в тягач в среднем грузят 25-26 тонн материала. С карьеров Ленобласти машины в кузовах вывозят до 50 тонн груза, также примерно вдвое «пересыпают» материал в прицепы. Но если посмотреть накладные документы автомобили выезжают вполне соответствуя закону – администрация карьеров выписывает не соответствующие действительности бумаги.
Как известно, на всех въездах в Петербург стоят специальные пункты весового контроля, где подобные факты должны выявляться. В таком случае закон предписывает штрафовать как перевозчика, допустившего превышение норм, так и руководство предприятий, отгрузивших лишнее – владельцев карьеров. Сумма финансового взыскания – 400 тысяч рублей с каждого из них. Однако в коррупционной цепочке завязана и полиция, потому на дороги Северной столицы и 47-го региона ежедневно выезжают сотни существенно перегруженных машин. Такие грузовики регулярно попадают в ДТП с тяжкими последствиями – управлять автомобилем с перевесом значительно сложнее: его тормозной путь выше и потенциальная опасность при столкновении неизмеримо больше.
«Каждая большегрузная машина платит от 16 до 20 тыс. в месяц за проход с перегрузом. Все перевозчики Петербурга прекрасно знают, как работает эта система. У каждого парка перевозчиков свой куратор в госорганах: ежемесячно ему вручают деньги, он везет их в ГИБДД.
Когда машину останавливают за перегруз, звонят ему, он смотрит: если машина в списке отметившихся, „посредник“ связывается с патрулем и тот отпускает тягач. Полицейские сами сообщают, когда сотрудники «Ространснадзора» стоят без сопровождения ГИБДД и советуют просто не останавливаться. В итоге за мзду водитель и перевозчик всегда знает, где весы „проездные“, а где ехать не нужно — проверяющие принципиальные», — рассказывали «Карповке» на условиях анонимности в одном из крупных предприятий-перевозчиков Петербурга.
Видит око, да зуб неймет
Как выяснилось, чиновники 47 региона в курсе проблемы и не скрывают этого. «Проблема действительно существует, она остро стоит уже не первый год. Власти Ленобласти о ней знают, есть план борьбы и противодействия», — заявил на пресс-конференции в декабре 2015 года председатель комитета по дорожному хозяйству правительства ЛО Михаил Козьминых.По данным чиновника, ситуацию могут исправить автоматизированные пункты весового контроля. Единственные работающие автоматические «весы» в России установлены в Вологодской области.
Когда на такой пункт заезжает перегруженный сверх нормативов тягач, система автоматически фиксирует нарушение и направляет штраф ее владельцу – частному лицу или фирме-перевозчику. В Ленобласти лишь в двух местах – на Приозерском шоссе и трассе «Сортавала» подготовили площадки под установку автоматических пунктов весового контроля. Когда заработают устройства – не известно.
«Нам нужны десятки таких постов на дорогах Ленобласти. В первую очередь это исключит человеческий фактор – Коррупция возникает лишь там, где возможно вмешательство человека. В случае с автоматическими весами сотрудники милиции и других структур уже не смогут повлиять на проверки. В таком порядке, отправкой «писем счастья», постепенно можно изменить ситуацию к лучшему», — считает Михаил Козьминых.
«Я за «откуп» милиции ежемесячно плачу почти полмиллиона рублей, готов сам вложиться в установку таких систем – лишь бы исчезли поборы и диктовка «правил игры» со стороны владельцев карьеров. Думаю, в этом меня поддержат многие перевозчики. Хотя, конечно, открыто никто из нас не выступит против коррупции – сотрудники ГИБДД постоянными проверками «непокорного» перевозчика просто вынудят его уйти из бизнеса», — рассказал «Карповке» на условиях анонимности совладелец одной из крупных компаний-перевозчиков Петербурга.
По данным ФКУ «Росдормониторинг», порядка 46% грузовиков ездят по федеральным трассам России с сильным перегрузом, более четверти дорог эксплуатируются с превышением нагрузки и интенсивности движения. Перегруженные фуры ежегодно наносят дорогам ущерб в 2,6 трлн рублей.
На строительство и ремонт трасс каждый год расходуется около 1 трлн рублей. Покрытие разрушается быстрее, чем строится. При этом цена строительства одного автоматизированного весового пункта — минимум 30 млн рублей. За превышение допустимой массы и нагрузки на ось для физических лиц предусмотрен штраф в 2000—2500 рублей или лишение водительских прав на 4-6 месяцев. Для должностных лиц ответственность колеблется от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических – от 400 до 500 тысяч рублей.
«Платон» всем друг, но истина дороже
«В настоящее время для наведения порядка и пресечения перегрузов в ЛО требуется не более 10 стационарных автоматических пунктов весового контроля, — считает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Они должны располагаться на въездах в Петербург и на основных федеральных трассах – «Кола», «Сортавала», «Россия», «Нарва», «Скандинавия» и М-20. Главное, удалить от права контролировать большегрузы сотрудников ГИБДД, «крышующих» перевес. Параллельно нужно вводить постоянный надзор за борьбой с перегрузом с участием других госорганов».По словам Владимира Матягина, в ближайшее время в Москве пройдет заседание рабочей группы по вопросам, связанным с внедрением системы «Платон». Будет поднят и вопрос «перевеса» в Ленобласти.
«В сентябре по Ленобласти прошел рейд «Дороги без перегрузов» под контролем Москвы. В итоге почти два месяца машины в регионе ходили без перевеса. Но рейд прошел и проблема вернулась. Сегодня я собираюсь просить руководство «Росавтодора» проводить такие мероприятия в Ленобласти на регулярной, а лучше постоянной основе. Это сможет существенно повлиять на ситуацию. Кроме того, я хочу привлечь к борьбе руководство комитета по природопользованию, выдающего лицензию на разработку карьеров. При выявлении факта перегруза администрацию карьеров разрешение на разработку недр можно приостанавливать или вовсе отозвать. Борьба должна быть комплексной», — отметил Владимир Матягин.
При существующем положении дел вырисовывается интересная арифметика. Если бы тягачи грузили по нормативам, они делали бы вдвое больше рейсов, при этом существенно меньше разбивая дороги. А именно на это нацелена система «Платон», взимающая деньги с большегрузных машин за проезд по федеральным трассам. И если сегодня перевозчики заявляют, что налоговое ноу-хау стало для них тяжким бременем, не появится ли возможность часть этого бремени снять решением проблемы перегрузов авто?
«Возможно, это действительно так, — считает Владимир Матягин. – Но беда в том, что дороги Ленобласти уже «убиты» и их нужно восстанавливать. С марта 2016-го тариф по «Платону» будет полноценным и потребуется год, чтобы оценить качество работы этой системы, приносимую ею прибыль и возможности ремонта дорог. Параллельно искоренять порочную практику перегруза и сопутствующие ей коррупционные цепочки. По итогам 12 месяцев работы можно делать выводы и корректировать тарифы для перевозчиков. В конечном итоге, в первую очередь именно они заинтересованы в том, чтобы дороги были качественными, а карьеры и полиция работали в рамках закона».