Семечки, шансон и обереги от ГИБДД: как быть дальнобойщиком?
Водитель-дальнобойщик – одна из самых суровых, но в то же время романтичных профессий. Как еще можно посмотреть все красоты нашей необъятной Родины, если не в рейсе, рассекая на многотонном автомобиле по российским трассам? Таким вопросом задается и дальнобойщик Сергей из Петербурга. Встретиться с ним корреспонденту «ДорИнфо» удалось не сразу — за день до интервью он вернулся из рейса в Саратов, на следующий день уезжал в Уфу, однако все же нашел время поделиться впечатлениями о работе.
Сергей стал дальнобойщиком как и его отец. С детства желания работать кем-то другим и не было, признается он.
— Вам нравится ваша работа?
— В общем, да. Но сначала было намного интересней, впервые увидеть Байкал, Дальний Восток… Другой возможности все это посмотреть может и не будет. Но сейчас уже, если честно, работаю из-за хорошей зарплаты. Иногда я беру в рейсы кого-то из друзей, и мы отлично проводим время. Например, недавно в Уфе ходили на матч «Зенита», летом на Черном море купались, да и в дороге веселее.
— А разве можно брать кого-то с собой?
— Это на усмотрение водителя обычно. Элитные конторы запрещают сажать посторонних людей в кабину, даже если это самые ближайшие родственники. Если машина идет с таможенным грузом, тоже никого не должно быть. А в остальном, как водитель решит. Если не сильно спешу, я подбираю иногда автостопщиков.
— Как развлекаете себя в дальней дороге?
— Музыку обычно слушаю. Естественно, все дальнобойщики слушают шансон, это правдивый стереотип. Где ловит радио, слушаю радио, «Дорожное» или радио «Ваня».
— А какие вообще стереотипы о профессии достоверны, а какие – выдумка?
— Мы действительно часто предотвращаем аварии. Нам же лучше видна дорожная ситуация, моргнем поворотником, что обгонять нельзя, — и чья-то жизнь может быть спасена. Да и в целом дальнобои нередко приходят на помощь друг другу. Можно в эфире попросить помощи у совершенно незнакомых людей и они не откажут. По возможности всегда останавливаемся, оказываем посильную поддержку, кого-то вытянуть надо, кому-то инструменты одолжить, колесо заменить или накачать. Ну, то, что мата на канале много, — это рабочий момент, без него уже сложно быстро и точно выразить мысль.
— Можно ли по внешним признакам опознать дальнобойщика?
— Почти у всех пузо есть, особенно если водитель в возрасте. У меня даже появляется. Из-за долгого сидения всё. На заправках вообще легко узнать – светлые «треники» и темные тапочки. В кабине только в тапочках можно находиться или босиком, потому что это как второй дом, там порядок и чистота. Иногда гаишники для осмотра начинают влезать, я им сразу говорю, мол, или разувайтесь или через окно смотрите.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние российских дорог?
— На троечку. В Москве и Петербурге, конечно, все нормально. А из регионов лучше всего в Татарстане. Вообще моя любимая трасса – это М-7 «Волга». Спокойная, широкая, водители там адекватнее, что ли. Недавно был забавный случай, когда открывали новый участок трассы, а я в этот момент ехал на тяжелом подъеме с полной загрузкой. И вот там сцена, шарики, много людей, важные персоны какие-то, а на заднем плане я в гору ползу и дым такой черный-черный прямо в сторону этого праздника.
— Сколько часов в день вы обычно проводите за рулем?
— По-разному. Иногда 12, иногда 18. Так, конечно, нельзя, но правила нарушаются не просто так. Все зависит от сроков доставки. Бывает, что срок вообще критический, и тогда гонишь на всех скоростях почти без отдыха.
— Как боретесь со сном, сохраняете внимательность?
— Кофе, сигареты, музыка и семечки. Семечки, конечно, лучше всего помогают, по-моему, ничего круче еще не придумали. В принципе, нужно вообще хоть что-то жевать — отвлекает от сна. Но семечки как-то совсем его прогоняют.
— Где хотелось бы побывать в рейсе?
— В России уже особо никуда не хочется, здесь нет мест, где я не был. Интересно было бы поездить за границей. Например, в Норвегию хочется, к тому же она совсем рядом.
— Как вы относитесь к введению платы с 12-тонников?
— Боюсь, что это может сказаться на зарплате. У нас крупная компания, но все равно ей будет тяжело платить большие суммы. Может начаться продажа автомобилей, и тогда мы, если не потеряем работу, то останемся с урезанной зарплатой. Но сейчас, вроде ничего такого пока не происходит.
— Существуют ли какие-то приметы в дороге?
— Главное – не загадывать. А вообще у каждого свои приметы. У меня есть оберег от гаишника, но я сильно не верю в него. Может, поэтому и штрафуют. Самое частое нарушение – превышение скорости, опять же из-за сроков доставки. Как-то раз ехал около 105 вместо положенных 40, остановили, выписали штраф. Еще дальнобойщики почти не пристегиваются, потому что после долгого сидения на месте ремень начинает натирать шею. Еще, кстати, важная примета – дай дорогу дураку. Проще пропустить, а иначе себе дороже может выйти, на дорогах ведь кого только не бывает. У водителей легковых автомобилей часто вообще нет культуры вождения, едут, как хотят. Уважения к фурам тоже нет, поэтому таких часто не пускаем, не даем обгонять.
— По поводу дураков. Как относитесь к «обочечникам»?
— Они очень мерзкие. Мы часто их тормозим, по несколько фур одновременно перекрываем и им деваться некуда, так и плетутся в «коробочке» из грузовиков, зато пробка потихоньку рассасывается. Жалко, что коррупция не уменьшается, все эти лихачи потом на ближайшем посту откупятся и дальше поедут.
— А что делаете в пробках?
— Анекдоты рассказываем. Обязательно найдется кто-нибудь говорливый, который много анекдотов знает, и он в эфире всех развлекает. У Вышнего Волочка, бывает, вообще глухо все стоит, там прямо на улицу выходим и болтаем, семечки грызем. После того, как сделали платный обход, ничего ведь почти не изменилось. Цена слишком высокая, поэтому все едут по старой дороге, собирают пробки, а потом анекдоты рассказывают.
Вообще в эфире самые обсуждаемые темы — это политика, пробки, дороги и анекдоты, конечно. Часто там кто-то спорит, ругается иногда, но рацию не выключить, потому что там что-то важное можно услышать. Есть такие, у кого в каждом городе по подруге, так они всем хвастаются, рассказывают о приключениях. Но все-таки многие или совсем одинокие, или женатые, бабников мало.
— Что нужно, чтобы устроиться на работу дальнобойщиком?
— Опыт. Сейчас молодых почти нигде не берут. Нужно, во-первых, открыть категорию, во-вторых, несколько лет откатать на большегрузе, а потом можно и на работу. Только как опыт-то взять, если без него не берут? Мне повезло просто, нужны были работники и я подвернулся. К тому же то, что отец дальнобойщик, немалую роль сыграло.