«Это не старт предвыборной кампании, но 18 сентября депутаты Госдумы ответят за все»
Региональную ассоциацию владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Поволжье» создали в минувшие выходные водители большегрузов в татарстанском офисе КПРФ. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» побывали на учредительном собрании и выяснили, как Артем Прокофьев и коммунисты будут учить дальнобойщиков протестовать, а также узнали, что давно существующие объединения участников рынка смотрят на организацию со скепсисом — авторитет, мол, создается годами.
Грузовики-ниндзя
В минувшую субботу перед офисом татарстанского отделения КПРФ, что находится недалеко от казанской мэрии, в центре города, собралась необычная для этого места публика. Часто там можно увидеть пенсионеров, обделенных дольщиков, дачников, но никак не крепко сложенных мужиков с хорошей жизненной закалкой. Дело в том, что водители большегрузов из Татарстана решили создать региональную ассоциацию владельцев автомобильного транспорта и объектов транспортной инфраструктуры «Поволжье», задачами которой станут объединение и координация участников сообщества с целью принятия необходимых решений и действий для оздоровления автотранспортной отрасли. Примечательно, что движение создается при поддержке партийного актива татарстанского регионального отделения КПРФ, которое уже помогало водителям организовывать их акции протеста, к примеру, против внедрения системы «Платон».Насколько представительной будет эта организация, пока сказать сложно. В офисе коммунистов собрались руководители инициативных групп из некоторых районов РТ и часть дальнобойщиков, представляющих протестное движение. Они, видимо, и донесут решение учредительного собрания, проходящего в рескоме КПРФ, до своих коллег. Поддержать дальнобойщиков приехали и товарищи по несчастью из Москвы. Как заявляют сами активисты, сегодня в их рядах потенциально могут состоять несколько тысяч человек. Правда, от Поволжья в движении только Татарстан, с остальными близлежащими регионами сейчас ведутся переговоры.
Основная цель всего мероприятия — борьба против вводимой системы оплаты проезда по федеральным дорогам для большегрузов «Платон». Однако Ильнур Азизов, активист группы перевозчиков Казани, постоянно заглядывая в бумажку, довольно в резкой форме озвучил и другие проблемы, на которые тоже нужно обратить внимание: «Беспредел на весовом контроле вышел за рамки что со стороны законодателей, что со стороны исполнителей. Наглость органов, кто осуществляет контроль на весах, уже не знает границ. Вопрос с въездом в город в дневное время для грузовиков тоже нужно решать. Да, днем машин много, это правда. Но проблему нужно ликвидировать не так, чтобы ущемлять интересы одних для удовлетворения хотелок других».
После чего Азизов прибег к очень образному примеру: «Большегрузы словно ниндзя ездят по городу, чтобы их не было ни видно, ни слышно. Днем не заедешь, ночью не выгрузишься, так как мы мешаем людям спать. В итоге получается полная ерунда, а не работа. Весеннее закрытие дорог — бесполезное занятие. На весах как брали, так и берут взятки, машины так же и ездят. Цены упали на нефть в три раза, а на дизельное топливо остались те же. С этого года нужно менять аналоговые тахографы на цифровые. Штрафы уже пошли. Государство же должно понимать, что все это поменять в одночасье нельзя. Там для цифровых карточки надо получать, которые делаются три-четыре месяца».
Артем Прокофьев: «Нельзя перекладывать кризис на тружеников, а транспортная отрасль — одна из ключевых в экономике. Без нее вся экономика встанет»
«И митинги будут, и в отстой машины ставить на определенное время будем»
По словам Артема Прокофьева, депутата Госсовета и второго секретаря рескома КПРФ, союз партии и водителей поможет поменять подходы властей к регулированию данной отрасли. По его мнению, государство недостаточное внимание уделяет дальнобойщикам и принимает откровенно вредные решения. «Протестная составляющая не такая очевидная у дальнобойщиков, сейчас идет процесс самоорганизации, в том числе и создание соответствующей ассоциации», — говорит один из лидеров местного отделения КПРФ. «Когда люди осознают свои интересы и борются за них, мы готовы предоставить соответствующую инфраструктуру и помочь всеми способами в их справедливых требованиях. Часть кризисных явлений имеет внешнюю природу, часть — внутреннюю. Очевидно, что нельзя перекладывать кризис на тружеников, а транспортная отрасль — одна из ключевых в экономике. Без нее вся экономика встанет», — заключил Прокофьев.
Партия готова предоставить помощь как в законодательной инициативе, так и помочь в организации протестных законных акций. Однако один из лидеров татарстанского отделения КПРФ уточнил, что «у нас нет задачи политизировать это движение».
То же самое говорили и представители дальнобойщиков — это не начало какой-либо предвыборной гонки, никаких политических очков никому они добавлять не собираются, а к коммунистам обратились за помощью, потому что КПРФ, единственная из представленных в Госдуме партий, выступила против «Платона» задолго до старта протестного движения…
«Мы не ставим глобальных проблем, просто с нашей узкопрофессиональной и общегражданской позиции у нас есть вопросы к правительству, к законодательным органам в Госдуме, благо они будут отвечать за свою работу 18 сентября (дата выборов в Госдуму РФ в нынешнем году — прим. ред.), — говорит Игорь Пасынков, член координационного совета ассоциации дальнобойщиков России. — И мы будем спрашивать, что они делали и на основании каких пожеланий избирателей и общества принимали свои решения. У нас нет политических требований...»
Собравшиеся возмущались, как пропагандистская машина средств массовой информации сделала их виноватыми во всех недоработках государственных органов РФ — и в том, что совершают серые перевозки, и в том, что нелегальный рынок алкоголя существует из-за них и что крепкие парни рубят лес без порубочного билета и увозят в Китай. «Об этом сразу появились многочисленные программы по ТV, а сейчас про нас с федеральных каналов совсем ничего не говорят, словно проблема снята с повестки дня», — возмущался один из водителей.
Сейчас главная задача «Повольжья» — скоординировать вокруг себя как можно больше представителей отрасли, чтобы стать весомой силой. По словам Андрея Лукина, председателя дальнобойщиков юго-востока Татарстана, активно участвующего в протестном движении по России, уже имеется план мероприятий на целый год, который будет координироваться с российскими коллегами: «И митинги будут, и в отстой машины ставить на определенное время будем, и наклейками обклеим все машины страны, и листовки, чтобы граждане знали, отчего так же дорожают продукты в их потребительской корзине. Но это только в том случае, если к нам не прислушаются власти...»
«У нас такой опыт с одним из политических движений уже был, когда дело дошло до реальной помощи, они убежали в кусты»
Правда, эксперты «БИЗНЕС Online» из числа представителей отрасли сомневаются в успехе создаваемой под коммунистическим крылом общественой организации дальнобойщиков «Поволжье».
Леонид Штейнберг — генеральный директор ТКФ «Кама-тракс», председатель правления ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), президент ассоциации грузовых автоперевозчиков города Набережные Челны и регионов «Закамье», президент НО «Логистической ассоциации Татарстана»:
— Если кто-то хочет быть начальником, пожалуйста. Они могут ими быть. Но я не думаю, что вновь созданные структуры могут влиять как на организацию перевозочного процесса, так и на работу с правительством. Это же годами создается авторитет, а они пока себя еще никак не зарекомендовали. Им нужен электорат. А это очень большой пласт недовольных, и какая-либо партия этим воспользуется. А потом скажут: «Ребята, до свидания!» У нас такой опыт с одним из политических движений уже был. Когда дело дошло до реальной помощи, они убежали в кусты.
Сергей Сотников — исполнительный директор НП «ЛАТ», директор транспортной компании ООО «Реверс»:
— Эта инициатива идет из Москвы. Инициатором стал Валера Войтко (председатель профсоюза «Дальнобойщик» — прим. ред.). Название ассоциации звучит примерно как ассоциация владельцев транспортного бизнеса. И здесь сейчас они хотят создать региональное отделение ассоциации. Знаете, можно создать что угодно, но самый худший вариант — это когда люди думают, что существующие организации не нужны и необходимо заново изобрести велосипед, пойти по той же дорожке, по которой мы прошли 10 — 15 лет назад. То есть они идут ровно по тому же пути, по которому прошли мы, более того, придут они к тому же, к чему пришли мы. Ведь дело вовсе не в количестве организаций, чем их больше, тем хуже. Повторю, все равно они столкнутся с тем, с чем столкнулись мы, и набьют те же шишки. Два года назад они уже предпринимали попытки организовать эту ассоциацию. И тогда, разговаривая с ними, мы объясняли им это. Объяснили, что нужны инициативные люди, у которых есть на это время, нужно финансирование, нужно зарабатывать авторитет среди органов государственной власти. Это все уже есть у нас. Но, я так понимаю, они хотят еще раз пройти по уже проделанному пути.
Представьте теперь удивление органов власти, когда у нас будет 15 — 20 подобных организаций. Они все равно в итоге спросят: «А с кем из вас нам вести диалог? Почему вас так много?» Так какой смысл в этой организации? Я считаю, что все вот эти ассоциации, которые организовываются сейчас, и не только в транспортном бизнесе, но и в других отраслях, — это не так уж и хорошо, идет распыление. Надо вступать в существующую и работать в ее рамках. Конечно, каждому хочется побыть главным, хочется независимости, но в конечном итоге получится как лебедь, рак и щука. Что касается совместной деятельности с политической партией, они всегда будут искать людей инициативных, им нужны люди, на которых можно опираться, им нужен электорат. Соответственно, не так важно, коммунисты это, ЛДПР или другая политпартия, им нужны люди, которые их будут потом избирать. Но будут ли они потом представлять интересы транспорта? Это большой вопрос.
Лилия Лобода — директор ООО «Логистик-АвтоКапитал»:
— У нас есть АСМАП — ассоциация международных автомобильных перевозчиков России, имеющая большую силу. Мы являемся ее членами. Есть логистическая ассоциация Татарстана с многолетним опытом работы. И я не думаю, что новая ассоциация, которая сейчас зарегистрировала себя, будет иметь перед правительством, государством более весомые позиции, потому что она себя никак не зарекомендовала. А сказать, что мы будем защищать интересы перевозчиков, не платить «Платону» и так далее, я считаю, они не смогут. И если уж две вышеупомянутые крупные организации не смогли что-то удержать, потому что перед тем, как заработал «Платон», АСМАП тоже боролся с этим, но ничего не получилось. Вполне может быть, что это интерес коммунистической партии, это некий политический ход. До этого же перевозчики были никому не нужны.