Интервью с перевозчиком: легок ли хлеб грузоперевозок?
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию интервью с владельцем небольшого бизнеса Денисом. Его компания занимается перевозкой грузов внутри Беларуси. Всего в собственности у компании пять машин, стоимостью 30-40 тысяч евро каждая. Четыре водителя грузовиков работают по найму. Сам работодатель также иногда «крутит баранку».
Легко ли управлять такой компанией? Есть ли у нее нерешаемые проблемы? Как найти из них выход? Об этом — наш разговор.
— Добрый день, Денис. Какая самая главная проблема, с которой сталкивается ваш бизнес?
— Основная проблема, с которой я сталкиваюсь как перевозчик, — это кадры. А точнее — водители. С ними очень сложно. На собеседовании при приеме на работу все «белые и пушистые». Но проходит несколько месяцев — и становится видно, что это очередной волк в овечьей шкуре. Многие начинают правдами-неправдами отлынивать от работы. Другие и вовсе оказываются пьяницами. Бывают ли порядочные представители этой профессии? Фактически, у нас некому трудиться. «Текучка» кадров страшная.
Или вот. Принимаешь, казалось бы, порядочного человека на работу — через пару месяцев он начинает воровать. Что красть? Конечно, топливо. И думаете, их совесть мучает? Нет! Они убеждены, что имеют на это полное право! Это их «бонус» за тяжкий труд! Они специально ищут работодателей, у которых не строго контролируется расход. К сожалению, в профессии это — норма. При зарплате 800-900 долларов беднягам кажется, что им не доплачивают. И нужны материальные «компенсации». Если возможность что-то взять без спроса ограничена, то такое место становится неинтересным, в такую фирму не хотят идти работать.
Наши водители сравнивают свои доходы с водителями-международниками, у которых оклад — полторы тысячи евро. Но, согласитесь, при перевозках по Беларуси условия труда другие, не требуется таких длительных командировок, меньше ответственность. Да и вообще, внутри страны столько не платят, нет таких зарплат. Одним словом, это — люди, досужие считать чужие деньги.
Бывает, проблемы с персоналом начинаются с самого первого дня. Например, один водитель, как только я принял его на должность, ушел на больничный. Другой при найме не предупредил, что учится и ему нужны отпуски для сдачи сессий. Ну, а мой бизнес таков, что за простой мне не платят. Зарабатываем только пока машина ездит. Всё это выливается в упущенную прибыль. Один день простоя обходится в 6 миллионов.
Конечно, ситуация с персоналом немного улучшилась после кризиса 2011 года, когда значительная часть людей осталась без работы. С этого времени они стали менее требовательными и серьезнее относятся к обязанностям, «держатся за место».
— Вы рассказали про наболевшее. Что вы предпринимаете со своей стороны, чтобы решить проблему с персоналом?
— Конечно, я много размышлял о том, как улучшить ситуацию. Я многое делаю, чтобы удержать достойных работников. Например, я пытаюсь завлечь их зарплатой, которая немного выше, чем в целом по отрасли. И понимаю, что этого мало.
Я не «вешаю» на водителей дополнительных обязанностей, таких как заниматься ремонтом, чисткой или уборкой, работой с документами. Всё что от них требуется – это доставлять груз в назначенное время и место. Если возникает необходимость дополнительной работы, то я предлагаю водителю доплату за его услугу.
Мы не работаем по выходным или в сверхурочное время. Суббота, воскресенье — это личное время каждого сотрудника, я на них не посягаю.
В целом, я стараюсь привлекать сотрудников хорошим отношением к ним. И считаю, что это — самое главное при работе с персоналом. Например, если водитель попросит машину для своих собственных нужд, я не отказываю. Также стараюсь их не слишком активно контролировать и досаждать.
Конечно, у нас на машинах установлены датчики слежения, которые записывают километраж. И соответственно, я имею возможность просчитать расход топлива. Но это понятно — ведь воровство я не приемлю.
— Что еще волнует вас как грузоперевозчика? Довольны ли вы своими клиентами?
— У нашей компании есть постоянный крупный заказчик, для которого мы выполняем большую часть работ. К нему претензий нет, надеюсь, и он доволен нами.
Но дополнительно к его заказам, мы берем другие, от сторонних фирм. И вот здесь начинаются проблемы. Конечно же, они касаются оплаты. Не смотря на то, что в договоре прописан двухнедельный срок оплаты, грузоотправители удерживают деньги максимально долго, пока дело не доходит до суда.
О предоплате речь вообще не идет! Причина этого — спрос на заказы превышает предложение.
Получается, мы выполнили работы, заправились за свой счет, а расчета всё нет… Имейте в виду, что цены на топливо периодически возрастают, да и валюта у нас не шибко стабильная, инфляция может съесть значительную часть будущей прибыли.
Выбивание долгов начинается с написания письма-претензии неплательщику. После получения официального ответа, бумаги направляются в суд. Это неприятная процедура, но мы и ее проходили. Очень рад, что недавно появилась возможность присутствовать на суде онлайн. Это намного облегчило борьбу с неплательщиками.
— Как вы подстраховываетесь от задержек оплаты?
— Стараюсь выбирать только надежных грузовладельцев. Отказываю компаниям, если они навязывают свой договор с невыгодными мне условиями.
Многие экспедиторские компании пытаются навязать свои договора с крайне непривлекательными условиями оплаты и отсрочкой платежа, доходящей до нескольких месяцев. При этом, если читать договор внимательно, то можно заметить, что пеня за несвоевременный расчет крайне низкая — 0,001%, например.
У нас свое условие. Мы возим только со своим договором. И он, между прочем, не ущемляет ничьи интересы.
— В остальном — всё хорошо?
— Еще одна проблема в нашем бизнесе — это СТО. Машины иногда ломаются, нужны также профилактические замены деталей. Поломки «влетают в копеечку»: день простоя плюс стоимость поломки. Это неприятности, которых не избежишь в нашем деле.
Первый вопрос — кто должен заниматься ремонтом машин? Если наемный водитель, то он, грубо говоря, соглашается на что угодно, ведь транспорт не его и не он оплатит расходы. Сервисы выставляют «атомные» цены, а качество и сервис — эти слова им не известны. Да и вообще, в Беларуси запчасти очень дорогие, по сравнению, например, с Польшей.
Вот, судите сами: 600 евро обойдется поменять тормозные колодки на грузовике. И не факт, что сделают это на совесть. Например, нам вернули автомобиль со сломанным диском и сказали, что «так было». Я уверен, что физическому лицу легче отстаивать свои права как потребителю.
Если простому человеку покажется, что сервисов очень много, и вывески «соточек» пестрят и здесь и там, то мы, профессионалы, видим, что это обманчивое впечатление. Специализированных СТО по ремонту грузовиков очень мало. В хороших сервисах и цены заоблачные.
А в остальном — всё хорошо.
— Спасибо за интересный разговор. Удачи в бизнесе и на дороге!