Все о «Платоне»: доход системы, убытки дальнобойщиков и реакция политиков
Система «Платон», название которой произошло от словосочетания «плата за тонны», была запущена в действие 15 ноября. Эта дата стала переломной для дальнобойщиков, которых вынудили отдавать часть своего дохода в счет оплаты передвижения по федеральным трассам. На сегодня тариф остановился на 1,53 рублях за километр, но данная сумма меньше чем через год увеличится вдвое.
Как работает «Платон»?
Для начала водителям необходимо зарегистрироваться в системе, после чего определиться с тем, каким образом они будут с ней взаимодействовать. На выбор предлагается вариант с созданием маршрутных карт или бортовыми счетчиками километража. В первом случае оплата производится перед отправкой транспорта, во втором – после завершения рейса.
Оператор «Платона»
Концессионное соглашение, заключенное «РТ-Инвест Транспортные системы» с Росавтодором на тринадцать лет, официально сделало выше названную компанию оператором «Платона». Государство обязалось оплачивать ее услуги, отчисляя 10,6 млн. рублей ежегодно. Кто же является владельцем «РТ Инвест Транспортные системы»? По данным ЕРГЮЛя компанией совместно владеют Игорь Ротенберг и государственная корпорация «Ростех».
Доход системы
Запуск «Платона» обошелся инвесторам примерно в 29 млрд. рублей. Всего за несколько дней его работы было собрано около 190 миллионов рублей. В планах на 2016 год – заработать 40 млрд. рублей. Из этой суммы около 10 миллиардов получит оператор, остальное пойдет на реализацию дорожно-строительных проектов по регионам страны.
Финансовые потери дальнобойщиков
Все это хорошо, но во что обойдется дальнобойщикам воплощение грандиозных планов государства. Что касается тарифов, то с этим все понятно. Но вот выдержат ли владельцы тяжеловесов возложенный на них финансовый груз? Масштабы потерь весьма ощутимы. При тарифе 1,53 рубля водители лишатся четвертой части своей прибыли, а при тарифе 3,06 рубля – практически половины доходов. По приблизительным усредненным расчетам до введения данного сбора грузоперевозчики с каждого километра получали 35 рублей, после его введения с учетом всех расходов на топливо и содержания машины владелец транспорта будет получать по 6 рублей с километра.
Протесты дальнобойщиков
Естественное, такое положение вещей вызывает недовольство грузоперевозчиков, которые всеми силами пытаются противостоять «Платону». Разноформатные акции протеста водители начали организовывать еще до приведения выше названной системы в действие. Грандиозными эти мероприятия не были, чего не скажешь о забастовках, прошедших после активации системы сборов. Несмотря на снижение ранее установленного в размере 3,37 рублей тарифа до 1,53 рублей, водители не успокоились, и по стране прокатилась волна серьезных протестных акций. Во многих российских городах можно было увидеть расположившиеся на обочинах федеральных трасс многочисленные колонны фур. Сотни машин с работающими аварийными знаками стояли на дорогах Карелии, Подмосковья, Дагестана и так далее. Наиболее масштабно акция прошла на трассе Новосибирск – Омск, в которой приняло участие более четырех сотен большерузов.
Не дождавшись надлежащего внимания к проблеме, четвертого декабря дальнобойщики организовали акцию протеста в Москве. Формат забастовки был таким: фуры передвигались по двум крайним полосам МКАДа со скоростью «черепахи». Частично поддерживали протестующих и легковые авто, также двигаясь с минимальной скоростью по кольцевой. Какой формат приобретут забастовки дальнобойщиков дальше и будут они результативными – не известно, известно лишь то, что грузоперевозчики не планируют отступать от своих требований.
Реакция политиков на ситуацию вокруг «Платона»
Росавтодор называет подобное поведение дальнобойщиков шантажом правительства, утверждая, что бастуют лишь те грузоперевозчики, которые занимаются предпринимательской деятельностью без уплаты налогов. Ведь после активации «Платона» им придется выйти и тени.
Евгений Федоров – депутат Госдумы уличил организаторов протестного движения дальнобойщиков в связи с Америкой, утверждая, что таким образом США пытается реализовать план по уничтожению РФ как государства.
Не поддержали бастующих Игорь Орлов, возглавляющий администрацию Архангельской области, и Олег Грищенко – глава Саратова. Они выступил за введения налога для двенадцатитонников, мотивируя это тем, что на дорогах слишком много фур и именно они наносят наибольший вред асфальтному покрытию. А вот Алексей Навальный встал на сторону протестующих, пообещав, что антикоррупционный фонд будет оказывать водителям помощь. В поддержку бастующих депутаты КПРФ совместно с транспортниками провели свою акцию протеста против «Платона».
Удивило во всей этой ситуации молчание Кремля, там ситуацию, по словам пресс-секретаря Путина, рассматривают без излишнего драматизма. Даже в своем обращении к Федеральному собранию глава российского государства ни словом не обмолвился о нарисовавшейся проблеме дальнобойщиков, тем самым спровоцировав поход последних на Москву.