Трезвые и опасные
Дальнобойщики и владельцы транспортных фирм — особая свободолюбивая каста, не привыкшая сидеть на одном месте. Они получают задание, и дальше на всем пути принимают решения самостоятельно, без непосредственного надзора. Это ответственные и смелые люди. Как правило, высшего образования у них нет, но это с лихвой компенсируется жизненным опытом. Постоянная смена мест, людей, впечатлений. Наличие личного времени, свобода перемещений и подотчетность надзирателям. К тому же эти простые мужчины часто бывают трезвыми. Вот какие люди решили проявить протест против введения нового «побора». Всё началось еще 15 ноября, когда и заработала система «Платон».
Недовольных в количественном выражении не так много, но они есть во всех регионах (Петербург, Дагестан, Татарстан, Тюмень, Челябинск, Саратов, Томск, Якутия, Новосибирск...). Практически во всех крупных городах России прошли акции протеста. Мелкий транспортный бизнес не может осилисть тройную плату: транспортный налог, топливный акциз и новый отдельный налог.
Многие акции дальнобойщиков довольно остроумны. Тюменские активисты принесли гроб и венки к офису системы «Платон». А участники в Новосибирске вышли на дорогу, размахивая «последними трусами».
Кто их поддерживает?
«У нас нет политических требований, только экономические», — не раз подчеркивали активисты, не осознавая, что отмена закона — это уже из разряда политики. Им немного сложно договориться между собой, лидеров со стороны они не принимают, а к засланным казачкам от различных партий высказывают недоверие. Коммунисты, гей-активисты и прочие -исты решили поддержать протесты дальнобойщиков. Некоторым удалось «примазаться», а других водители открыто прогоняли прочь, как львы шакалов.Если отслеживать высказывания в Твиттере по теме протестов, то 90% — это слова поддержки и перепосты новостей, кстати, не всегда правдивых. К слову, Твиттер — это наиважнейший канал поддержки связи во время «оранжевых» революций, которые происходили в последние годы в разных странах. Эта сеть многоголосая, где интерес к теме возникает и угасает стихийно. И последние недели Твиттер просто пульсирует новыми хэштэгами вроде #деньулитки, #антиплатон.
Появились и результаты официальных опросов. Вчера Левада-центр засвидетельствовал, что более 70% москвичей поддерживают протесты дальнобойщиков.
Как реагируют власти?
В центральных газетах каждый день вместо новостей о протестах публиковались заметки под заголовками, оправдывающими систему «Платон» и поддерживающими решения властей. Эти заметки как бы парировали доводы дальнобойщиков:- Путину доложили о протестах дальнобойщиков
- Знакомство Ротенберга с Путиным «не помогло» его сыну получить контракт на «Платон»
- Внесен законопроект о моратории на дорожный сбор с большегрузов
- Власти согласились исправить систему «Платон»
- Плата за проезд с большегрузов в России минимальна
- Штрафы для дальнобойщиков снизили в 100 раз
- Матвиенко признала ошибкой введение штрафов за неуплату проезда большегрузов
- И наконец сегодня: Совет Федерации одобрил снижение штрафов за неуплату сборов в «Платон»
В своем выступлении в пятницу перед Советом Федерации президент не затронул проблему дальнобойщиков, а они во время трансляции стояли возле Белого дома и пытались встретиться с властями.
Независимые каналы (телеканал «Дождь», «Эхо Москвы», РБК), напротив, удостоили пристального наблюдения все акции, отправив своих корреспондентов дежурить в лагере с дальнобойщиками.
Кто эти «вредители» дорог?
Большегрузы — это не вредители дорог, какими их стараются представить. Скорее наоборот: именно для них эти дороги и сделаны. Ведь доставить товары нужно в самые отдаленные уголки страны, куда не ходят поезда. Экономические связи между регионами возможны благодаря автомобильным грузоперевозкам. И если дороги не выдерживают, значит что-то не то с дорогами. Для чего тогда они еще нужны, если не товары возить? Кататься на телеге по ним? В интернете пишут о том, что нагрузка от грузовика не больше, чем от легковышки. В фуре с грузом 20 тонн вес распределяется на 16 колес, получаем нагрузку на дорогу от одного колеса в 1250 кг. «При проектировании федеральных автодорог (I и II категории) максимальная допустимая нагрузка на ось автомобиля должна составлять 11,5 тн. Таким образом, для дороги, построенной с соблюдением действующих норм, нагрузка в 2500 кг на ось — абсолютно несущественна».Конечно, у каждого владельца грузовика есть личный коммерческий интерес. Не озолотиться, а хотя бы войти в средний класс по доходам, семью содержать. Вероятнее всего, жена такого водителя — домохозяйка, ведь муж постоянно в разъездах, а за детьми и домом кто-то присматривать должен. Но не стоит заглядывать в кошелек трудяги. Нужно понять, что то, что он имеет — заработано бессонными ночами, мозолистыми руками и благодаря нигде не учтенному труду жен этих самых водителей, которые дома в отсутствие мужа работают за двоих.
Есть профессии незаметные, и если уволить десяток-другой таких бумагаперекладывателей, никто не заметит. А вот если свежее молоко в магазин не поступит, или обувь к зимнему сезону не привезут в отдаленный городок — то сразу видно. Грузоперевозчики делают общественно важную работу, благодаря которой поддерживается комфортное существование обывателей на необъятных территориях страны.
Кто-то говорит: «Пока вы тут стоите, другие забирают ваших заказчиков и работают». Но наверняка же протестующие просчитали и решили, что работать сейчас не стоит. Они ведь не упустят выгоду, если она есть. Если ездить по старым ценам, то прибыльными останутся только несколько месяцев в году, остальное — это пустая морока. Протестующим нечего терять, ведь дополнительный «оброк» делает их «хлеб» нерентабельным. Нет смысла работать. Зато есть смысл протестовать. И добиваться отмены. Под Москвой уже вторую неделю стоят «лагеря» дальнобойщиков. Выбирают лидеров. Создают свой профсоюз. И не разъезжаются.
Власти не знают, как оправдаться. Свежее объяснение, почему введен сбор, — вывести всех грузоперевозчиков из тени. Дальнобойщики протестуют против системы «Платон» из-за нежелания легализовать свой бизнес — заявила депутат Светлана Журова. Самое подходящее время выходить из тени, не правда ли? Между тем, экс-глава компании ЮКОС Михаил Ходорковский считает, что революция в России неизбежна, а происходящее в стране он расценивает как «полноценный конституционный переворот».