С.Тэн: «Акции дальнобойщиков отчасти спланированы оппозицией»
В Иркутске Клуб публичной политики провел 9 декабря встречу с депутатом Государственной думы, заместителем председателя комитета по транспорту Сергеем Теном. Ему был задан вопрос, чем может грозить стране введение системы взимания платы с грузового транспорта, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, или так называемых «поборов в карман олигархов» и насколько уместны эти претензии. Сергей Тен признал актуальность темы, которую он сам считает «революционной для транспортной отрасли». Закон был принят еще в 2011 году, введение переносили с 2013 года на 2014, а затем и на ноябрь 2015 года. Все представители транспортного бизнеса знали о введении платы, но надеялись, что она не будет введена.
— Система эта правильная, потому что принцип формирования дорожных фондов опирается на принцип «чем больше ездишь, тем больше платишь». По решению президента РФ, озвученному на президиуме Госсовета, средства пойдут в регионы на строительство дорожной сети, и в 2016 году эта сумма будет 40 млрд. Сколько получит Иркутская область — зависит от работы депутатов Госдумы и губернатора, — пояснил Сергей Тен. — Мы уже снизили цену с 3,73 до 1,53 рубля. Поэтому посмотрим на процесс взимания средств, если план будет выполнен, то сумма останется.
Сергей Тен признал, что была введена система пост-оплаты, снижен размер штрафа и многие другие параметры работы «Платона». Система недостаточно эффективна в смысле работы с клиентами — то есть самими шоферами-дальнобойщиками, которые, возможно, впервые в жизни столкнулись с проблемой оплаты чего-либо через интернет, но проблема, признал Сергей Тен, не столько в заскорузлых пальцах работяг, сколько в глупости создателей системы — они посадили в колл-центр всего 40 операторов.
— Акции дальнобойщиков отчасти спланированы оппозицией, но по большей части государство само виновато, — констатировал Сергей Тен. — Бортовых устройств изготовили всего 150 тысяч, их не хватает, это вызвало скандал и ажиотаж.
Депутату не удалось убедить гостей клуба в своей правоте — как оказалось, послушать заместителя председателя комитета пришли не только студенты и журналисты, но и бизнесмены, которые не упустили случая высказать свои претензии. Никто не может понять, куда девают средства дорожного фонда: деньги собирают через транспортный налог, через акцизы — а дорог как не было, так и нет. Иркутская область гремела и в отчетах специальной команды ОНФ, и в сообщениях СМИ — отчеты об авариях на федеральной трассе звучат как сводки с фронта. Сергей Тен попытался уверить, что все плохо построенные дороги ремонтируют за счет подрядчиков, допустивших брак, и вообще все будет хорошо. Строятся путепроводы в Слюдянском районе, идет капитальный ремонт дороги «Вилюй», планируется строительство обхода Усолья-Сибирского. Более того, в 2015 году изменили ГОСТ на производства асфальта, который не менялся с 1980-х годов.
К концу встречи Сергей Тен так много и так подробно рассказал о проблемах и перспективах дорожной отрасли Иркутской области, что хотелось сказать: «Сергей Юрьевич, бросьте вы эту думу — идите министром дорожного хозяйства в правительство Иркутской области. Малая Родина вас точно не забудет!».