На белорусско-российской границе фуры стоят в километровых очередях: в России ввели плату за дороги
Новость о том, что в России с 15 ноября часть дорог стала платной для большегрузов массой более 12 тонн, не стала неожиданностью для белорусских грузоперевозчиков, пишет «Рэспубліка». Слухи о введении системы «Платон» ходили уже давно, а за месяц до ее запуска наш автобизнес уже знал о тарифах и особенностях оплаты. Вместе с тем неприятных моментов не удалось избежать: несмотря на то, что система работает уже несколько дней, на границе в направлении России в начале недели выстроились километровые очереди фур.
Больше всего неприятностей с оплатой возникло, естественно, у российских пользователей, которые, собственно, и «обвалили» систему. Из-за огромного количества перевозчиков, желающих оплатить сбор, полностью завис сайт, через который можно было внести деньги, практически не работали терминалы. Почти полторы тысячи представителей транспортных компаний буквально штурмовали офисы системы «Платон», в то время как машины с грузами просто простаивали. Министр транспорта России Максим Соколов назвал сбои системы «организованными действиями недоброжелателей», обратив внимание, что обращений на сайт системы было до 2 миллионов в секунду. Российские перевозчики сетуют на то, что система не прошла тестовый режим и сразу была запущена. С ними полностью солидарны и белорусские коллеги.
— Водители простаивают по 12 часов, чтобы внести оплату через инфокиоск, — разводит руками директор дочернего предприятия ОАО «Белмагистральавтотранс» — УП «АТЭП-11» Петр Гайкевич. — Сегодня нам для того, чтобы оплатить сбор, необходимо зарегистрироваться в электронной системе. Сделать это в режиме онлайн мы, к сожалению, не можем: система перегружена и не работает. Перевозчики из Минска вынуждены для этого ехать в Смоленск. Провести оплату на лицевой счет организация пока не может из-за постоянных сбоев системы. Получается, водители фур, которые едут, например, в Петербург, простаивают в восьмикилометровых очередях на оплату.
Сейчас наши грузоперевозчики рассчитывают, что российская сторона как можно скорее устранит неполадки. По информации БАМАП, нововведение коснется примерно 15 тысяч автомобилей: речь идет о зарегистрированных машинах, регулярно выполняющих перевозки в Россию. Между тем новое правило касается всех без исключения большегрузов: как тех, которые будут разово выполнять поставки в Россию, так и транспорт, который принадлежит предприятиям-экспортерам. Сейчас у соседей действуют немалые штрафы для всех, кто не оплатил «Платон»: физлица заплатят в российскую казну 40 тысяч российских рублей, компании — по 450 тысяч. При повторном нарушении юрлицам придется раскошелиться на миллион рублей. По твердому убеждению Петра Гайкевича, рисковать и полагаться на авось наши перевозчики не хотят, а потому честно и долго простаивают в очередях. Вместе с тем транспортники возмущаются и другим моментом: уверяют, что им досконально не объяснили, за какие именно участки дороги нужно вносить оплату. Поясняют, что даже сами россияне толком не разобрались и рекомендуют лучше заплатить. Кстати, что касается оплаты: несмотря на то, что российский «Платон» обойдется перевозчикам почти в 6 раз дешевле, чем белорусская система BelToll, наши транспортники сетуют на то, что сейчас и так находятся практически на грани выживания. И дополнительные расходы никак в их планы не вписывались:
— Да, российский тариф ниже нашего. Но ведь там речь идет о 50 тысячах километров дорог! — комментирует Петр Гайкевич. — Кроме того, хотелось бы, чтобы дороги, за которые мы будем платить, были в соответствующем состоянии. Пока же это больше похоже на инвестиции в будущее.
СПРАВОЧНО
С 15 ноября в России действует система взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения всеми ТС с разрешенной массой свыше 12 т. «Платон» будет функционировать на 50 774 км российских федеральных дорог. С 15 ноября 2015-го по 29 февраля 2016 года плата будет рассчитываться исходя из фактического пробега транспортных средств по тарифу 1,5293 российского рубля/км. С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018-го тариф будет составлять 3,06 рубля/км.